Как сделать чёрно-белое фото цветным с помощью глаз. Фотограф показал иллюзию, которая буквально ломает мозг


Эффект Трокслера


Изображение: @primaryeyecare1/Twitter Если вы пристально посмотрите на это изображение и будете фокусировать на нём взгляд примерно 30 секунд, оно просто исчезнет. Можете щёлкнуть по нему, чтобы открыть полную картинку. Главное, не отводите взгляд.
Разоблачение

Разоблачение

Эта оптическая иллюзия называется эффектом Трокслера — она была описана Identifying Troxler ещё в 1804 году. Возникает иллюзия потому, что наш мозг удаляет из изображения с сетчатки неподвижные объекты — таким образом мы не замечаем капилляров в своём глазу, царапин роговицы, а также дефектов хрусталика и стекловидного тела. Это также помогает нам не обращать внимания на свой нос.

Обычно глаза человека фиксируются на объектах в течение 0,2–0,6 секунды, после чего совершают рефлекторное движение Javal, É (1878). «Essai sur la physiologie de la lecture». Annales d’Oculistique (in French) туда‑обратно. Это нужно, чтобы не терять объект из виду. Но когда вы подавляете желание перевести взгляд и пристально смотрите на размытое изображение, мозг начинает «вырезать» его, считая неважным.

Кстати, эффект Трокслера действует This ‘Disappearing’ Optical Illusion Proves Your Brain Is Too Smart for Its Own Good и на другие чувства. Именно благодаря ему вы, к примеру, не замечаете запаха своего одеколона: сенсорные нейроны привыкают к этим раздражителям и отбрасывают их, как нечто незначительное.

Иллюзия Иисуса

Инструкция:

Это одна из самых популярных иллюзий послеобразов.

Смотрите на точки в центре изображения примерно 60 секунд.

Затем быстро закройте глаза и посмотрите на яркий источник света, например, лампу. Также вы можете посмотреть на белую стену.

Вы должны увидеть белый круг с изображением Иисуса Христа.

Волшебное платье


Фото: @swiked/Tumblr
26 февраля 2015 года в социальной сети Tumblr была опубликована фотография кружевного платья от Roman Originals, которая моментально стала вирусной. Щёлкните по картинке, чтобы развернуть её.

Пользователи соцсетей ожесточённо спорили, какого оно цвета — синего с чёрным или белого с золотым. А ресурс BuzzFeed провёл опрос, в результате которого две трети его участников решили What Colors Are This Dress? , что платье всё-таки бело‑золотое.

Разоблачение

Разоблачение

Вот только на самом деле платье синее с чёрными полосками — вот оно на сайте производителя.

Нейробиологи Бевил Конуэй и Джей Нэйтц объясняют Viewpoint: Blue and black or white and gold? феномен платья так. У людей есть способность к хроматической адаптации — благодаря ей мы воспринимаем цвета примерно одинаково в разное время суток. То есть красная клубника, к примеру, кажется нам красной и утром, и днём, и вечером, потому что наш мозг привык видеть её такой, даже если освещение меняет цвет.

Эта способность играет с нами злую шутку в случае с платьем, поскольку цвета на фото переданы некорректно. Бевил Конуэй предполагает The Science of Why No One Agrees on the Color of This Dress, The Science Behind the Dress , что люди, ведущие дневной образ жизни, склонны видеть платье белым, а люди, склонные к ночному — синим. Каждый подсознательно выбирает те цвета, что видит чаще всего.

Иллюзия объёма


Фото: Casa Ceramica
На полу видна вмятина. Её сделали случайно или умышленно? И если умышленно, то как и зачем?

Разоблачение

Разоблачение

Если взглянуть This wavy floor is actually a mind‑boggling optical illusion that stops people from running in the hallway на «вмятину» с любой точки зрения, не находясь при этом напротив двери, она пропадёт.

Correct, here is the view back the other way @casaceramica pic.twitter.com/c6LaVIw1sW

— Duncan Cook (@DuncanCook10) September 22, 2017

Всё дело в том, что производители отделочных материалов из компании Casa Ceramica подготовили плитку особым образом, чтобы форма отдельных её фрагментов создавала эффект «кратера». Этот пол находится в одном выставочном зале Casa Ceramica в Манчестере, и его сделали таким, чтобы заставить людей перемещаться по коридорам медленнее и осторожнее.

Когнитивное выпрямление: сеанс иллюзий с полным разоблачением


На иллюстрации выше вы видите диаграмму когнитивных искажений — систематических отклонений в восприятии реальности. Полную версию картинки на русском языке вы можете посмотреть


, а по этой ссылке найдете оригинальные данные в JSON-формате. 175 увлекательных когнитивных багов появились не на пустом месте — у каждого есть первопричина, хотя в некоторых случаях ученые не до конца определились с источником возникновения ошибки восприятия.
Обычно искажению предшествуют переизбыток информации, сложность понимания, необходимость быстрого реагирования или ограничения нашей памяти. Но наиболее частой причиной являются особенности человеческого мышления. Один из самых интересных видов ошибок — оптические иллюзии. Сегодня поговорим именно об этом, поскольку визуальные иллюзии лучше всего демонстрируют способы создания мозгом внутри себя ощущение реальности. Изучая эти механизмы, мы лучше пониманием, как сделать неотличимый от физического виртуальный мир.

Дикий, дикий мир

С точки зрения эволюции все самое интересное с мозгом случилось еще вчера. Пока вы сидите в офисе, нейроны не дремлют и готовы отправить тело в путешествие — подальше от саблезубого тигра, коварно прыгающего с вершины валуна.
Нейробиолог Бо Лотто утверждает, что на самом деле мы не видим реальность, а наши органы чувств, призванные помочь познать окружающий мир, препятствуют его объективному восприятию. Для иллюстрации этой мысли он предложил следующий рисунок.

Квадрат на верхней грани кажется нам темно-коричневым, на боковой — более ярким — коричнево-оранжевым. Однако это всего лишь иллюзия, созданная нашим мозгом. В реальности кубик выглядит иначе.

Как такое возможно? При очень слабом освещении отдельные цвета неразличимы. С точки зрения выживания подобное состояние реальности губительно, так как затаившийся в сумраке хищник может наброситься на человека. И тогда на помощь приходит «ошибка восприятия»: на сетчатке формируется изображение, отличающееся от предмета, который его создал.

Например, в вечернем лесу движение кустов мы воспринимаем как живой объект. И лишь приглядевшись, понимаем, что на самом деле это шевелящиеся от легкого ветерка ветки. Мозг ошибся, но эволюционно механика «бей или беги» более выгодна, чем реакция «стой и анализируй». Лучше ошибочно видеть разные цвета, движения и угрозы, чем однажды быть съеденным.

Иллюзия Мюллера-Лайера: классический обман

Немецкий психиатр Франц Карл Мюллер-Лайер в 1889 г. показал геометрически-оптическую иллюзию, связанную с искажением восприятия линий и фигур. Иллюзия Мюллера-Лайера заключается в том, что отрезок, обрамленный наконечниками, обращенными наружу, кажется короче отрезка, обрамленного «хвостиками», на деле же длина обоих отрезков одинакова.

Психиатр также обратил внимание на то, что созерцатель иллюзии, даже измерив линии и выслушав объяснение неврологической подоплеки изображения, продолжает считать одну линию короче другой. Интересно также, что данная иллюзия не для всех выглядит одинаково и есть менее восприимчивые к ней люди.

Были предприняты попытки объяснить принцип работы иллюзии Мюллера-Лайера:

  • «неправильный размер»: изображение наконечников стрелок попадает на часть зрительной системы в сетчатке, отвечающей за обработку сигналов глубины изображений. В результате линия с наконечниками, направленными внутрь, интерпретируется как более длинная, потому что воспринимается сетчаткой как находящаяся дальше;
  • «конфликтующие сигналы»: наконечники стрелок воспринимаются как вклад в длину линии, соответственно более длинная общая форма линии с направленными внутрь наконечниками вызывает эффект увеличения длины линии;
  • «путаница»: расстояние между наконечниками влияет на воспринимаемую длину. Так, для линии с наконечниками, направленными наружу, расстояние между кончиками стрелок кажется меньше, чем расстояние между наконечниками стрелок, направленных внутрь, на другой линии.

Правильный ответ мы до сих пор не знаем, поэтому вы можете предложить свою версию или поддержать одну из существующих. В любом случае, работа Мюллера-Лайера внесла большой вклад в развитие когнитивной науки. Стало понятно, что разум — это далекий от совершенства механизм, который может ошибаться даже при работе с точной, на первый взгляд, полной информацией, очищенной от влияния эмоций.

Мозг обрабатывает информацию рядом связанных между собой модулей, причем один модуль может не подозревать о существовании другого. Некоторые модули являются своего рода полунезависимыми отделами сознания, имеющими дело с определенными типами входных данных и дающих определенные типы выходных данных. Их внутренняя работа не доступна для осознания человеком — всё, к чему мы можем получить доступ, является результатом работы скрытых внутренних систем.

Иллюзия Мюллера-Лайера показывает, что какой-то модуль продолжает демонстрировать нам разную длину линий, несмотря на понимание того, что это неправильно. Еще одна широко известная иллюзия такого рода носит название вертикально-горизонтальной. На рисунке выше вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной, но в действительности они равны.

При динамической иллюзии Мюллера-Лайера нам кажется, что анимированные стрелки меняют длину линий, однако на самом деле она остается прежней.

Иллюзия Пинны-Брелштаффа: баги мозга

В 1990 г. благодаря работе Байнио Пинна (Университет Сассари, Италия) появилась первая визуальная иллюзия, демонстрирующая эффект вращающегося движения. В современном виде иллюзия была представлена в 2000 г. в совместной статье Байнио Пинны и английского психолога Гевина Брелштаффа.

Иллюзия Пинны-Брелштаффа представляет собой несколько концентрических колец, состоящих из небольших ромбовидных элементов, расположенных под углом, в разных направлениях во внутреннем и внешнем кольцах. В зависимости от того, приближаетесь вы к изображению или отдаляетесь от него, круги крутятся в разных направлениях. Но такая иллюзия исчезнет, если расположить ромбики не под наклоном.

Когда вы приближаетесь к монитору, круги на экране должны становиться больше для вашего мозга, но нейроны, отвечающие за обнаружение движения, «говорят неправду» и создают иллюзию. Считается, что иллюзия вызвана «багами» нейронов зрительной коры головного мозга. При взгляде на статичную картинку нейронам этой области требуется на 15 миллисекунд больше времени для активации, чем при обычном восприятии реального сложного движения.

Ученые полагают, что понимание механики восприятия движения поможет избежать ситуаций, при которых опасно стимулировать чувствительную к движению область в коре мозга. Так, неправильный визуальный контент на приборных панелях автомобилей, самолетов и других видов транспорта может нанести непоправимый вред. Дизайнеры, режиссеры, создатели мультимедийного контента также должны задуматься о том, чтобы не допустить укачивания и другого дискомфорта для зрителей.

Работа Ричарда Рассела: иллюзия половых различий

На иллюстрации вы можете увидеть мужчину и женщину. Но это не так. В 2009 г. профессор психологии в Геттисбергском колледже (США) Ричард Рассел показал, что оба лица на самом деле являются версиями одного и того же андрогинного лица.

Исходная картинка создана на компьютере путем смешивания усредненных мужских и женских лиц. Единственное отличие заключается в контрасте: на фото слева контраст и освещенность черт лица увеличены, справа — уменьшены.

Лицо с большей контрастностью воспринимается как женское. Точно не известно, почему так нужно было с точки зрения эволюции, но женское лицо имеет больший контраст освещенности в районе глаз, губ и окружающей их кожи, чем мужское.

Оригинальное исследование Рассела называется «A sex difference in facial pigmentation and its exaggeration by cosmetics». Контраст является важным сигналом для восприятия пола — чем контрастнее от природы внешность, тем более красивой кажется женщина, поэтому создающая контраст косметика делает женщину привлекательнее.

Иллюзия Коффера: долгие лаги

На рисунке выше большинство людей изначально видят только квадраты и лишь через несколько секунд начинают различать 16 овалов кругов.

Энтони Норциа из Исследовательского института глаза Смит-Кеттлевел (Сан-Франциско, США) в 2006 г. продемонстрировал иллюзию «coffer» — это архитектурный термин, означающий ряд утопленных дверных филенок квадратной, прямоугольной или других форм.

Иллюзия Коффера принадлежит к большому классу оптических искажений, в котором двухмерную фигуру или трехмерный объект можно увидеть несколькими четко различимыми способами. В нейробиологии есть доказательства возникновения иллюзии для некоторых неоднозначных фигур — из-за того, что наш мозг ориентирован на постоянную идентификацию объектов.

Мы видим объекты не сразу целиком, а в виде отдельных граней, контуров и фигур, которые после непродолжительной обработки группируются в нечто понятное для нашего сознания. Однако если изображение по своей сути неоднозначно, один и тот же набор равноценных элементов может трактоваться по-разному — например, образовывать круг или прямоугольник.

Иллюзия «Маска любви», взятая из книги «Удивительные оптические иллюзии» Джанни Сарконе, работает аналогично, с той лишь разницей, что у изображения одного лица либо двух целующихся лиц нет одной доминирующей роли — то, что вы увидите, зависит лишь от индивидуальных особенностей вашего мозга.

Интересно, что подобным образом мозг не только обрабатывает информацию о предметах, но и распознает лица людей. Мозг считывает совокупность отдельных элементов — глаз, носа, рта и ушей. Кроме индивидуальных особенностей черт лица принимается во внимание их связь между собой и расположение. То есть лицо воспринимается как цельная система. В результате возникает иллюзия Тэтчер, когда трудно обнаружить локальные изменения на перевернутом портретном фото.

Сначала перевернутое фото Маргарэт Тэтчер кажется нормальным, но если его снова развернуть на 180о, неправильное положение глаз и рта сразу бросается в глаза. На перевернутой фотографии мозгу сложнее оценить образ цельно — информация «собирается» отдельно по каждому элементу.

Как только нам показывают правильное лицо, внезапно снова подключается восприятие единой системы. Участок коры головного мозга узнает лицо и определяет направление взгляда, миндалевидное тело и островковая доля анализируют выражение лица, а участок в префронтальной зоне лобной доли и система мозга, отвечающая за чувство удовольствия, оценивают его красоту.

Оптические иллюзии в искусстве

Оптические иллюзии известны людям сотни лет и, конечно же, послужили источником вдохновения для художников. В изобразительном искусстве есть художественный прием, связанный с оптическим смещением, который демонстрирует объект легко узнаваемой формы лишь с определенной точки зрения. Он получил название анаморфоз — от греческого ἀνᾰ- (приставка со значением повторности) и μορφή («образ, форма»).

На знаменитой картине «Послы» Ганса Гольбейна Младшего, написанной в 1533 г., скрыт непрозрачный символ вечного присутствия смерти в повседневной жизни, увидеть который способны лишь «прозревающие» реальность в глубоком понимании бытия. Проще всего продемонстрировать мастерство Гольбейна в создании анаморфозы можно при помощи видео.

Намеренное искажение изображения создает особый эффект. Этот прием использовал Мауриц Эшер. Так, в работе «Бельведер» он создал двухмерное изображение постройки для обозрения окрестностей, свободной от оков трехмерного мира.

Для зрителя колонны на втором этаже имеют одинаковый размер как спереди, так и сзади, но колонны сзади установлены выше. Зритель также заметит, что верхний этаж расположен под другим углом, чем остальная часть здания. Столбы на среднем этаже стоят под прямым углом, однако передние стойки поддерживают заднюю сторону верхнего этажа, в то время как задние стойки поддерживают переднюю сторону.

Влияние нейропроцессов

У подножия бельведера Эшера человек разглядывает куб Неккера — это еще одна оптическая иллюзия, которую также называют невозможным кубом из-за ребер, которые пересекаются невозможным образом. Существует гипотеза, что нейрофизиологические каналы в зрительной системе человека селективно обрабатывают информацию о глубине. Эти каналы работают по принципу взаимного дополнения — каждые 2-3 секунды активизируется один и подавляется второй, либо наоборот.

Эта гипотеза также может объяснить феномен более частой смены вариантов при продолжительном наблюдении. Предполагается, что в этом случае процессы восстановления не успевают пройти полностью и смена одного варианта другим происходит быстрее. В качестве примеров мультистабильных по глубине изображений называют иллюзию «кафельной стенки», в которой ряды плиток кажутся искривленными, хотя они вовсе не искривлены, лестницу Шредера и др.

Гипотез, объясняющих существование различных видов иллюзий, на самом деле великое множество. Все они нужны нам для полного понимания процессов идентификации себя и предметов в реальности. С другой стороны, за иллюзиями просто интересно наблюдать, когда даже обычная перспектива на картинах является самой настоящей иллюзией восприятия.
Популярность когнитивных и оптических искажений достигла таких вершин, что общество нейрологических исследований Neural Correlate Society при поддержке Mind Science Foundation стало регулярно проводить конкурс «Лучшие зрительные иллюзии года», где от количества интересных иллюзий буквально рябит в глаза. Рекомендуем всем.

Кот, гуляющий по лестнице


Фото: 9Gag.com / Public Domain
Эта фотография кота появилась в интернете ещё в 2015 году, и с тех пор увидевшие её люди задаются вопросом: этот кот поднимается по лестнице или спускается с неё?

Разоблачение

Разоблачение

После тщательного исследования The cat is definitely going down the stairs — here’s how you can tell издание Business Insider пришло к выводу, что кот всё-таки спускается. На это указывают выступающие верхние порожки ступенек. Кроме того, поза кота — хвост удерживается для равновесия, взгляд направлен на ступеньки — подтверждает, что он движется вниз, а не вверх.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Описание

Оптическая система глаза не свободна от сферической и хроматической аберраций.
Сущность сферической аберрации

состоит в том, что фокус для лучей, вступающих в глаз параллельно его оси и на малом расстоянии от нее, оказывается дальше от зрачка, чем фокус для лучей, более удаленных от оси. Края зрачкового пространства преломляют свет сильнее, чем его середина. Частично по этой причине, как было указано ранее, мы видим малые источники света в виде лучистых звезд. В наличии сферической аберрации глаза легко убедиться, проделав такой опыт. Если печатный текст поместить перед глазом ближе расстояния наилучшего видения, когда уже нет возможности отчетливо видеть буквы, а затем взять листок бумаги с малым отверстием и поместить его перед самым глазом, то буквы снова сделаются отчетливо видимыми. Если держать черную нитку перед ярким пламенем, то она нам кажется разорванной— кружки рассеяния света на сетчатке охватывают нить с обеих сторон и делают ее невидимой. Стремясь лучше разглядеть предмет, мы «щуримся», сближая веки, и тем самым уменьшаем отверстие, через которое в глаз проходят лучи света. В результате края зрачка и хрусталика «выключаются» из работы, сферическая аберрация уменьшается, и мы видим предмет яснее, резче. При ярком освещении, когда сужается зрачок, сферическая аберрация уменьшается, и мы видим лучше.

Глаз не представляет собой системы ахроматической

: фокус фиолетовых лучей расположен на 0,43 мм ближе к хрусталику, чем фокус лучей красных, если глаз аккомодирован на бесконечность. Поэтому предметы, особенно белые, освещенные белым светом, дают на сетчатке изображение, окруженное цветной каймой. Обычно мы не замечаем ее, так как она очень слаба. Однако ее легко обнаружить при помощи несложных опытов, например, рассматривая на очень близком расстоянии рис. 5.

Рис. 5.

Если поднести этот рисунок очень близко к глазу, то возле черных кругов мы увидим цветные каемки. Это свидетельствует о том, что глаз не свободен от хроматической аберрации.

Тот же эффект мы будем наблюдать, если через малое отверстие в листке бумаги посмотрим на край крыши на фоне яркого неба. Подняв листок так, чтобы лучи попадали на периферию зрачка, заметим, что небо около крыши покажется красноватым. Выше сказанное легко объяснить, если вспомнить, что на сетчатке получается обратное изображение и что при падении лучей на край линзы синие лучи преломляются сильнее, чем красные. Хроматическая аберрация глаза и линз оптических инструментов создает трудности при рассматривании шкал или интерференционных полос, а также при наблюдении за небесными телами с помощью астрономических инструментов.

Известны случаи появления у людей близорукости только в сумерках

, когда очертания видимых предметов становятся менее резкими. Если при этом четкая видимость предметов ограничивается расстоянием 2 м, то появившаяся близорукость соответствует 0,5 диоптрии. Днем глаз обладает максимальной чувствительностью в желто-зеленом участке спектра, а в сумерки максимум чувствительности смещается к сине-зеленому участку. Глаз, как и линза, преломляет сине-зеленые лучи сильнее, чем желтые. Следовательно, ночная близорукость появляется у людей из-за хроматической аберрации глаза. Кроме того, при слабом освещении зрачок глаза расширяется и края хрусталика начинают играть большую роль в формировании изображения на сетчатке. Следовательно, ночная близорукость в какой-то мере
обусловлена и сферической аберрацией глаза
.

Астигматизм глаза

. Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика.

Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицей в различных сечениях.

При сильном астигматизме человек видит четко, например, только вертикальные линии, а горизонтальные видит нерезко, или наоборот (рис. 6).

Рис. 6.

Астигматический глаз видит фигуру А так, как она изображена справа.

Астигматизм резко выраженный исправляется очками

с цилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра.

Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чем легко можно убедиться рассматривая приведенные здесь рис. 7, 8 и 9.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Рис. 7.

Концентрические, близкие друг к другу окружности кажутся прерванными, не одинаково удаленными друг от друга.

Рис. 8.

Одинаковая (однотонная) штриховка квадрантов этого круга кажется не одинаково яркой.

Рис. 9.

Те или иные буквы кажутся более темными в зависимости от положения рисунка относительно глаза.

Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу

(рис. 10),

Рис. 10.

Фигура для определения степени и меры астигматизма глаза.

где двенадцать кружков имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.

Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз.

Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных. Это частично связано со зрительным дефектом «переоценки вертикальных линий»

, о чем будет сказано далее.

При рассматривании концентрических кругов (рис. 7) с небольшого расстояния иногда создается впечатление, подобное наблюдению за вращающимся пропеллером. Это явление объясняют колебаниями кривизны поверхностей хрусталика

при нашем стремлении получить резкое изображение различных секторов этих кругов на сетчатке.

Слепое пятно

. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом: «Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстояний около двух футов, но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем, передвижении глаз». Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы.

Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв

, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Можно убедиться в наличии слепого пятна

, рассматривая любой из рис. 11, 12 и 13.

Рис. 11.

Рис. 12.

Рис. 13.

Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15—20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестанет быть видимым. Рис. 11 и 13 позволяют обнаружить слепое пятно и правого, и левого глаза.

На этих рисунках слепое пятно для правого глаза обнаруживается правее центрального луча, а для левого — левее. При этих условиях в первом случае пропадает правая часть рисунка, а во втором левая. Поэтому для правого глаза надо установить рисунок так, чтобы прямо против глаза находилась левая часть рисунка (например, центральный кружок рис. 11 и 12 или крест рис. 13), а для левого — правая часть рисунка. Затем, если необходимо, удалять или приближать рисунок, или сдвигать его понемногу в сторону, пока не будет достигнут четкий эффект.

Академик С. И. Вавилов по поводу устройства глаза писал: «Насколько проста оптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы не только не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не в состоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределение светочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д.

Перед нами не искусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинства перемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое».

Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых

, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно;
во-вторых
, потому, что выпадающие части предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения.

Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линий некоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся на слепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глаз восполнит недостатки первого

. Участки «прямых линий», проходящие через слепое пятно любого глаза, будут нашим сознанием продолжены по кратчайшему пути даже в том случае, когда в действительности в этом месте линии имеют разрыв или изгиб. Так, например, если слепое пятно придется против «середины креста», мы «увидим» крест даже в том случае, когда в действительности четыре его ветви не соединяются посередине. А вот
еще один интересный опыт
. Если держать перед собой лист белой бумаги с красным пятном так, чтобы это красное пятно не было видно, например правым глазом, мы все же увидим пятно левым глазом, т. е. увидим лист бумаги с красным пятном, что и соответствует действительности. Если же взять совершенно белую бумагу, а перед левым глазом держать красное стекло, то вся бумага покажется красновато-белого цвета, причем место, соответствующее слепому пятну правого глаза, ничем не отличается от остального фона. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудок возмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов из поля зрения не доходит до нашего сознания. Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя из поля зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условиях видения подвижность наших глаз устраняет этот «недостаток» сетчатой оболочки.

Иррадиация

. Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлого «свет пожирает мрак». На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью.

Первоначальное объяснение явления иррадиации

было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.

Однако это объяснение в настоящее время заменяется новым, более строгим, сформулированным Гельмгольцем, согласно которому первопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства.

Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика, неточной аккомодации и пр.

Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности

, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона. Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован.

В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне — это так называемая негативная иррадиация

.

Примеров, когда мы можем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нет возможности привести их полностью. Наличие иррадиации наглядно подтверждают рис. 14—19.

Рис. 14.

Белый квадрат на черном фоне справа кажется больше черного квадрата на светлом фоне слева.

Рис. 15.

Белые фигуры на черном фоне кажутся больше черных фигур на белом.

Рис. 16.

Часть лунного диска, освещенная отраженным от Земли светом, кажется меньшего диаметра, чем яркий серп Луны, освещенный Солнцем.

Рис. 17.

Квадрат перечеркнут двумя широкими черными полосками, которые кажутся ущемленными в местах касания со сторонами квадрата (как показано слева).

Рис. 18.

Перекрестия черных полосок кажутся не черными, а серыми. Этот эффект только отчасти можно объяснить иррадиацией.

Рис. 19.

Перекрещивающиеся под острыми углами провода кажутся разорванными, как показано внизу рисунка. Если ветер раскачивает провода, то белый просвет колеблется в такт с этими качаниями.

Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих записках говорит о явлении иррадиации следующее:

«Когда Солнце видимо за безлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, настолько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и с древком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую в черное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей, чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большого расстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от друга промежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими, чем зубцы…»

На целый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своем трактате «Учение о цветах» великий немецкий поэт Гёте. Он пишет об этом явлении так:

«Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на 1/5 меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима».

Явление иррадиации при астрономических наблюдениях

мешает наблюдать тонкие черные линии на объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объектив телескопа. Физики из-за явления иррадиации не видят тонких периферических колец дифракционной картины. Датские специалисты, изучив статистику автомобильных аварий в странах Европы, пришли к выводу, что 61 % всех происшествий произошел с машинами, окрашенными в черный цвет. Только 6% приходится на автомобили светлых тонов. Поставленные опыты показали, что черная окраска как бы удаляет машину.

В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте.

Еще несколько примеров

. Черная нить, если ее держать перед ярким пламенем, кажется в этом месте прерванной; раскаленная нить лампы накаливания кажется толще, чем она есть в действительности; светлая проволока на темном фоне кажется более толстой, чем на светлом. Переплеты в оконных рамах кажутся меньше, чем они есть в действительности. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.

Архитекторы Древней Греции угловые колонны своих построек делали толще прочих, учитывая, что эти колонны со многих точек зрения будут видны на фоне яркого неба и вследствие явления иррадиации будут казаться тоньше.

Своеобразной иллюзии подвергаемся мы по отношению к видимой величине Солнца. Художники, как правило, рисуют Солнце чересчур большим по сравнению с другими изображаемыми предметами. С другой стороны, на фотографических ландшафтных снимках, на которых изображено и Солнце, оно представляется нам неестественно малым

, хотя объектив дает правильное его изображение.

Заметим, что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях

, когда черная нить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще, чем на черном или сером. Если, например, кружевница хочет показать свое искусство, то ей лучше изготовить кружево из черных ниток и расстилать его на белую подкладку. Если мы наблюдаем провода на фоне параллельных темных линий, например, на фоне черепичной крыши или кирпичной кладки, то провода кажутся утолщенными и сломанными там, где они пересекают каждую из темных линий. Эти эффекты наблюдаются и тогда, когда провода накладываются в поле зрения на четкий контур строения.

Вероятно, явление иррадиации связано не только с аберрационными свойствами хрусталика

, но также и с рассеянием и преломлением света в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды, заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза). Поэтому иррадиационные свойства глаза, очевидно, связаные его разрешающей силой и лучистым восприятием «точечных» источников света. Например, для восприятия всей фигуры (рис. 20)

Рис. 20.

Черные линии резко различимы только по некоторым радиальным направлениям; по другим они сливаются в серый фон. Для восприятия всей фигуры глаз должен совершать круговые движения.

глаз должен совершать круговые движения.

С аберрационными свойствами, а значит, частично и с явлением иррадиации связана способность глаза переоценивать острые углы, о чем будет сказано далее.

—-

Статья из книги: Иллюзии зрения | 3-е издание | Артамонов И.Д.

Безумные объятия


Фото: @Blood_Reaper / Reddit
Это фото всколыхнуло Reddit в 2021 году, когда им поделился пользователь Blood_Reaper. Нажмите на него, чтобы открыть полностью, и взгляните на ноги обнимающихся людей. Обе пары конечностей принадлежат высокому смуглому парню? Или девушка просунула свои ноги под ним?

Разоблачение

Разоблачение

Если вы внимательнее посмотрите на фото, то легко поймёте, что шорты мужчины по бокам чёрные, а посередине белые. Они сливаются с белыми брюками, которые надела женщина.

Гамбит зелёным цилиндром


Изображение: Wikimedia Commons
Эту оптическую иллюзию придумал Checkershadow Illusion профессор офтальмологии Эдвард Х. Адельсон из Массачусетского технологического института. Посмотрите внимательно на плитки A и B. Вам не кажется, что они отличаются по цвету?

Разоблачение

Разоблачение

И совершенно зря. Плитки одного цвета, в чём вы можете убедиться, взглянув на эту картинку.


Изображение: Wikimedia Commons

Либо откройте её в Photoshop или в любом другом редакторе и сравните образцы цвета, взятые инструментом «Пипетка».

Плитка рядом с цилиндром кажется нам темнее, потому что наш мозг сравнивает цвет объекта с цветами вокруг него. Квадрат A окружён более светлыми квадратами, что делает его темнее, а на фоне тёмных клеток квадрат B выглядит светлее.

Какие бывают оптические обманы

Разновидностей иллюзий достаточно много. Учёные классифицировали их по разным признакам: восприятие размеров предметов, цветов, размеров фигур в зависимости от фона, кажущихся объектов, движения, глубины. Сюда же относятся условия, создаваемые природой. Кратко рассмотрим самые известные и интересные из всех.

Существуют такие оптические обманы, которые сотворила природа. Всем известный пример — мираж в пустыне. Человек, в свою очередь, тоже может создавать мнимые явления и объекты с помощью визуальных эффектов, например, парение в воздухе (левитация). Люди научились понимать природные обманы зрения, создавая также иллюзионные визуальные картинки. Иллюзия восприятия цвета — один из самых известных видов, который возникает из-за особого строения сетчатки.

Эффект ложного восприятия размера обусловлен тем, что зрение довольно часто неверно оценивает геометрические величины. В ходе одного исследования выявили, что наш глазомер может ошибаться на 25% в своих измерениях, поскольку сделанные им оценки сильно зависят от характера фона этих изображений. Бывали случаи, когда на одно явление приходилось несколько вариантов научных объяснений. Это говорит о том, что в данной области ещё много всего неизученного и загадочного, несмотря на многолетние исследования.

Команда MagazinLinz.ru

Розовые/голубые кроссовки


Фото: @dolansmalik/Twitter
В 2021 году в Twitter распространилась фотография People can’t tell if these sneakers are pink or gray — but there’s a simple way to find the truth кроссовка, вызвавшая ожесточённые споры. Пользователи не могли решить, какого он цвета — розово‑белый или серо‑бирюзовый. Как вы считаете?

Разоблачение

Разоблачение

На самом деле кроссовок розовый. Один пользователь Twitter «нормализовал» цвета на этой фотографии, сделанной при плохом освещении, и обувь приобрела свой естественный вид. Рука, кстати, тоже стала выглядеть нормальной, а не синюшной.

Игрушечная железная дорога


Изображение: @Marc Blank‑Settle / Twitter
Эту фотографию опубликовал ведущий BBC Марк Бланк‑Сеттл в Twitter. На ней изображены две части игрушечной железной дороги. Их можно соединить, и по дороге будет ездить поезд. Какая из деталей большего размера, как по‑вашему?

Разоблачение

Разоблачение

Взгляните на это видео, и вы убедитесь, что детальки одинаковые. Эта оптическая иллюзия называется Jastrow illusion «эффект Ястрова», в честь американского психолога.

My toddler’s train track is freaking me out right now. What is going on here?! pic.twitter.com/9o8bVWF5KO

— Marc Blank‑Settle (@MarcSettle) April 6, 2016

Ещё в XIX веке он обнаружил, что две одинаковые изогнутые фигуры будут визуально отличаться по размеру, если их выровнять по краю. К сожалению, до сих пор неясно, почему наш мозг заставляет нас видеть фигуры именно так.

Почему оптические иллюзии обманывают наш мозг

Люди знакомы с оптическими иллюзиями на протяжении тысячелетий. Римляне делали 3D-мозаики для украшения дома, греки использовали перспективу, чтобы построить красивые пантеоны, и по крайней мере одна фигурка из камня времён палеолита изображает двух разных животных, которых можно увидеть в зависимости от точки зрения.


Мамонт и бизон

На пути от ваших глаз к мозгу многое может потеряться. В большинстве случаев эта система работает отлично. Ваши глаза стремительно и практически незаметно двигаются из стороны в сторону, доставляя мозгу разрозненные картинки происходящего. Мозг же упорядочивает их, определяет контекст, складывая кусочки головоломки в то, что имеет смысл.

Например, вы стоите на углу улицы, автомобили проезжают по пешеходному переходу, а светофор горит красным светом. Кусочки информации складываются в вывод: сейчас не самое лучшее время, чтобы переходить улицу. Чаще всего это работает отлично, но иногда, несмотря на то что ваши глаза отправляют визуальные сигналы, мозг в попытке расшифровать их делает ошибку.

В частности, так нередко происходит, когда в дело включаются шаблоны. Они необходимы нашему мозгу, чтобы быстрее обрабатывать информацию, затрачивая меньше энергии. Но эти же шаблоны могут ввести его в заблуждение.

Как вы можете заметить на изображении иллюзии с шахматной доской, мозг не любит менять шаблоны. Когда небольшие крапинки меняют шаблон единой шахматной клетки, мозг начинает интерпретировать их как большую выпуклость в центре доски.


Шахматная доска

Также мозг часто ошибается насчёт цвета. Один и тот же цвет может выглядеть по-разному на разных фонах. На изображении ниже оба глаза девочки одного цвета, но за счёт изменения фона один кажется голубым.


Иллюзия с цветом

Следующий оптический обман — иллюзия стены кафе (Cafe Wall Illusion).


Стена кафе

Исследователи из Бристольского университета обнаружили эту иллюзию в 1970 году благодаря мозаичной стене в кафе, из-за чего она и получила своё название.

Кажется, что серые линии между рядами чёрных и белых квадратов расположены под углом, но на самом деле они параллельны друг другу. Ваш мозг, сбитый с толку контрастными и близко расположенными квадратами, видит серые линии как часть мозаики, выше или ниже квадратов. В итоге создаётся иллюзия трапеции.

Учёные предполагают, что иллюзия создаётся за счёт совместного действия нейронных механизмов разных уровней: нейронов сетчатки и нейронов зрительной коры.

Схожий механизм действия и у иллюзии со стрелами: белые линии на самом деле параллельны, хотя и не кажутся таковыми. Но здесь мозг сбивает с толку контраст цветов.


Иллюзия со стрелами

Оптическая иллюзия может создаваться и за счёт перспективы, например как иллюзия с шахматной доской.


Иллюзия с перспективой

За счёт того, что мозг знаком с законами перспективы, вам кажется, что удалённая синяя линия длиннее, чем зелёная на переднем плане. На самом деле они одинаковы по длине.

Следующий вид оптических иллюзий — картинки, на которых можно найти два изображения.


Букет фиалок и лицо Наполеона

На этой картине в пустоте между цветами спрятаны лица Наполеона, его второй жены Марии-Луизы Австрийской и их сына. Такие изображения используются для развития внимания. Нашли лица?

Вот ещё одна картинка с двойным изображением, которая называется «Моя жена и тёща».


Жена и тёща

Она была придумана Уильямом Эли Хиллом (William Ely Hill) в 1915 году и опубликована в американском сатирическом журнале Puck.

Мозг также может дополнять картинки цветом, как в случае иллюзии с лисой.


Иллюзия с лисой

Если вы какое-то время посмотрите на левую часть картинки с лисой, а затем переведёте взгляд на правую, она из белой превратится в красноватую. Учёные до сих пор не знают, с чем связаны такие иллюзии.

Вот ещё одна иллюзия с цветом. Посмотрите на лицо женщины в течение 30 секунд, а затем переведите взгляд на белую стену.


Иллюзия с лицом женщины

В отличие от иллюзии с лисой, в этом случае мозг инвертирует цвета — вы видите на белом фоне, который выступает в роли киноэкрана, проекцию лица.

А вот наглядная демонстрация того, как наш мозг обрабатывает визуальную информацию. В этой непонятной мозаике лиц вы без особого труда узнаете Билла и Хиллари Клинтон.


Билл и Хиллари Клинтон

Мозг создаёт изображение из кусочков полученной информации. Без этой способности мы не могли бы водить машину или безопасно переходить дорогу.

А теперь попробуйте прочитать текст на картинке ниже.

Когда вы только учитесь читать, вы читаете каждую букву, но затем мозг запоминает целые слова, и во время чтения вы распознаёте их как цельный образ, скользя взглядом по первым и последним буквам.

Последняя иллюзия — два цветных куба. Оранжевый куб находится внутри или снаружи?


Иллюзия с кубом

В зависимости от вашей точки зрения, оранжевый куб может быть внутри голубого или парить снаружи. Эта иллюзия действует за счёт вашего восприятия глубины, а интерпретация картинки зависит от того, что ваш мозг посчитает верным.

Как видите, несмотря на то, что наш мозг отлично справляется с повседневными задачами, чтобы обмануть его, достаточно нарушить сложившийся шаблон, использовать контрастные цвета или нужную перспективу.

Как думаете, часто ли мозг обманывается таким образом в реальной жизни?

Двенадцать точек


Изображение: страница Akiyoshi Kitaoka в Facebook
Щёлкните по этому изображению, чтобы открыть его целиком, и найдите на 12 чёрных точек. Попробуйте увидеть их все сразу.

Разоблачение

Разоблачение

Эта иллюзия была впервые опубликована Жаком Нинио и Кентом А. Стивенсом в 2000 году в академическом журнале «Perception». Она приобрела немалую популярность, когда профессор психологии Акиоши Китаока Университета Рицумейкан в Киото поделился ею в Facebook.

Иллюзия — это вариация знаменитой «сетки Германа», созданной немецким физиологом Лудимаром Германом в 1870 году. В результате несовершенства нашей сетчатки мы видим серые пятна на пересечениях белых линий там, где их нет. А на решётке от Нинио и Стивенса, напротив, не видно точек, находящихся в области периферического зрения.

Причина в том, что у нас не очень хорошее периферическое Variations on the Hermann grid: an extinction illusion зрение. Поэтому мозг додумывает те фрагменты, на которые мы не обращаем непосредственного внимания. Мы видим одну чёрную точку, в то время как остальные находятся в расфокусе. Мозг не придаёт им значения и просто не отрисовывает их.

Обман зрения — картинки иллюзии с пояснениями

Не относитесь серьезно к оптическим иллюзиям, пытаясь понять и разгадать их, просто так работает наше зрение. Так человеческий мозг обрабатывает видимый свет отраженный картинок. Необычные формы и сочетания этих картинок позволяют добиться обманчивого восприятия, в результате которого кажется, что предмет движется, меняет цвет или возникает дополнительная картинка. Все изображения сопровождаются пояснениями: как и сколько нужно смотреть на картинку, чтобы увидеть то, чего нет на самом деле.

12 чёрных точек иллюзия

Для начала, одна из самых обсуждаемых иллюзий в сети — 12 чёрных точек. Фишка в том, что вы не можете увидеть их одновременно. Научное объяснение этому феномену обнаружено немецким физиологом Людимаром Германом в 1870 году. Человеческий глаз перестает видеть полную картину из-за латерального торможения в сетчатке.

Эти фигуры движутся с одинаковой скоростью, но наше зрение говорит нам об обратном. На первой гифке четыре фигуры движутся одновременно пока они примыкают друг к другу. После разъединения возникает иллюзия, что они движутся по черно белым полоскам независимо друг от друга. После исчезновения зебры на второй картинке можно убедится в синхронности перемещения желтого и синего прямоугольников.

Внимательно смотрите на черную точку в центре фото пока таймер отсчитывает 15 секунд, после чего черно белое изображение станет цветным, то есть трава зеленой, небо голубым и так далее. Но если вы не будете пялиться в эту точку (чтобы себя развеселить), то картинка останется черно белой.

Не отрываясь смотрите на крестик и вы увидите, как по фиолетовым кружкам побежит зеленое пятно, а потом они совсем исчезнут.

Если долго смотреть на зеленую точку, то желтые точки исчезнут.

Пристально смотрите на черную точку и серая полоса внезапно станет синей.

Если разрезать плитку шоколада 5 на 5 и переставить все куски в показанном порядке, то появится лишний кусочек шоколада. Проделайте этот трюк с обычной шоколадкой и она никогда не закончится. (Шутка).

Из этой же серии.

Сосчитайте футболистов. Теперь подождите 10 секунд. Упс! Части картинки всё те же, но куда-то исчез один футболист!

Чередование черных и белых квадратиков в составе четырех кругов создает иллюзию спирали.

Если смотреть в середину этой анимационной картинки, то пойдете по коридору быстрее, если перевести взгляд вправо или влево, то медленней.

На белом фоне серая полоса выглядит однородной, но стоит белому фону смениться, как серая полоса сразу приобретает множество оттенков.

Лёгким движением руки вращающийся квадрат превращается в хаотично движущиеся линии.

Анимация получается в результате накладывания на рисунок черной сетки. На наших глазах статичные предметы начинают двигаться. Даже кошка реагирует на это движение.

Если смотреть на крестик в центре картинки, то периферическое зрение превратит звездные лица голливудских актеров в уродов.

Две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система человека рассматривает два изображения как часть единственной сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

В какую сторону едет поезд в метро?

Вот так простым изменением цвета можно добиться того, что картинка оживёт.

Смотрим ровно 30 секунд не моргая, затем переводим взгляд на чье-нибудь лицо, предмет или на другую картинку.

Разминка для глаз… или для мозга. После перестановки частей треугольника, внезапно, появляется свободное место. Ответ прост: на самом деле фигура не является треугольником, «гипотенуза» нижнего треугольника представляет собой ломаную линию. Это можно определить по клеткам.

На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall (Стена) в Бристоле. Поэтому этот парадокс называется «Стена в кафе».

Смотрите тридцать секунд на середину картинки, после чего переместите взгляд на потолок или белую стену и поморгайте. Кого вы увидели?

Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о том, как стоит стул. Иллюзия обусловлена оригинальной конструкцией стула.

Английское NO (НЕТ) превращается в YES (ДА) с помощью изогнутых букв.

Каждый из этих кругов вращается против часовой стрелки, но если зафиксировать взгляд на одном из них, то будет казаться, что второй круг вращается по часовой стрелке.

3 D рисунок на асфальте

В какую сторону вращается колесо обозрения? Если посмотреть налево, то по часовой стрелке, если налево, то против часовой стрелки. Возможно у вас будет наоборот.

В это трудно поверить, но квадраты в центре неподвижны.

Обе сигареты, на самом деле, одинакового размера. Просто наложите на монитор две линейки к сигаретам сверху и снизу. Линейки будут параллельны.

Аналогичная иллюзия. Конечно же, эти сферы одинаковы!

Капельки колышутся и “плывут”, хотя на самом деле они остаются на своих местах, а движутся только колонны на заднем фоне.

Печальный тираннозавр

Взгляните на этого милого динозаврика. Он смотрит таким извиняющимся взором, как будто только что разодрал ваш диван. Минутку, он следит за вами взглядом? Как это возможно?

Разоблачение

Разоблачение

Досмотрите ролик до конца, и увидите, что голова тираннозавра не выпуклая — она нарисована на согнутом внутрь куске картона. Из‑за этого, а также из‑за того, что один глаз у тираннозавра больше другого, ваш мозг создаёт Another Brain‑Melting Illusion: The Dragon That Follows Your Gaze иллюзию, будто его морда имеет объём. Аналогичный принцип действия у иллюзии с «парящим» кубом перед куском бумаги.

Это называется «иллюзия пустого лица». По словам нейропсихолога The intelligent eye Ричарда Грегори, любые лица и морды животных кажутся нам выпуклыми, потому что в реальности мы не сталкиваемся с созданиями, имеющими вогнутые головы.

Если вы хотите, то можете вырезать собственного тираннозавра и позабавить своих друзей и знакомых. Вот сайт производителя таких игрушек, где можно найти много двухмерных моделей для распечатки.

Лучшие оптические иллюзии 2021

Предлагаю всем ознакомиться с десятью финалистами ежегодного конкурса оптических иллюзий 2021: нож и вилка, советский пенал (тактильная иллюзия), зеркало для вампиров, божьи коровки, двоякая лестница, выворачивающаяся сетка, ненастоящие солнечные лучики, рентген на коленке, выпуклые субтитры.

Канал в телеграм Cognitive Illusions, где я буду делиться самыми вырвиглазными находками, как хакнуть мозг через восприятие.

1 место: 3D-лестница Шредера

Kokichi Sugihara “3D Schröder Staircase”. Meiji University, Japan
Традиционная лестница Шредера — это двумерная картинка, имеющая две интерпретации: лестницу, видимую сверху, и лестницу, видимую снизу, и вторую интерпретацию можно легко воспринять, если перевернуть картину вверх ногами.

3D-объект также имеет две интерпретации, обе из которых являются лестницами, видимыми сверху, а интерпретации переключаются с одной на другую, когда мы поворачиваем объект на 180 градусов вокруг вертикальной оси.

2 место: Настоящая вещь

Matt Pritchard “The Real Thing??”. United Kingdom
Интересно, можно ли такое сделать с человеком? Был бы взрыв мозга! А еще классная идея сделать «зеркало», которое отражает всё, кроме человека перед ним.

3 место: Невозможная сеточная типографика

Daniël Maarleveld. “Impossible grid typography “. The Netherlands

4 место: Божьи коровки

Mark Wexler, Patrick Cavanagh, and Stuart Anstis. “Landloping ladybugs: Frame-induced position shift”. CNRS and Université de Paris, York University, and University of California at San Diego. France, Canada, and USA.
Вместо того чтобы видеть объекты в их абсолютном положении, мы воспринимаем, где они находятся по отношению к другим визуальным ориентирам.

5 место: Иллюзия солнечного луча

Michael Karlovich & Pascal Wallisch “The Sunray Illusion”. New York University USA
На изображении можно увидеть «лучи из центра», похожие на солнечные лучи.

Иллюзия усиливается, если в формах больше точек пересечения и если они лучше выровнены, что позволяет нашему мозгу «соединять точки», которые производят лучи.

6 место: Рентгеноскоп

Kento Imai and Kenri Kodaka “XRAYSCOPE”. Nagoya City University, Japan
Дополненная реальность при помощи зеркала и фонарика. Создает иллюзию рентгеновского зрения.

7 место: Иллюзия субтитров

Masashi Atarashi “Subtitles Illusion”. Gojo high school Japan
Субтитры двигаются с разной скоростью. Те субтитры, которые двигаются быстрее кажутся ближе к наблюдателю.

8 место: иллюзия прозрачного ножа

Blaise Balas and Benjamin Balas “Transparent Knife Illusion”. Benjamin Franklin Middle School and North Dakota State University, USA
Простой нож, простая вилка. Втыкаем нож в вилку и он кажется прозрачным.

9 место: Тактильная иллюзия тапиоки

Aya Nishii, Masaki Ohno, Masashi Nakatani “The Tapioca Tactile Illusion”. Keio University, Japan
Если в куске картоны сделать круглое отверстие, сжать его с двух сторон пальцами, покрутить и подвигать, то возникнет ощущение резинового шарика.

У меня был советский выдвижной пенал с дырочкой, поэтому эту иллюзию я ощутил в первом классе, потому что на уроках нечего было делать.

10 место: Иллюзия туманных контуров

Russell D. Hamer and Christopher W. Tyler “Illusory ‘Misty’ Contours”. Florida Atlantic University, Smith-Kettlewell Eye Research Institute, and City University of London, USA and UK
Задача зрения — воссоздать 3D картину по двумерным данным. Мозг оперирует перцептивными «юнитами», а не отдельными элементами, из за этого возникает иллюзия, что туман
поверх
изображения. Пост написан частично по материалам американской некоммерческой организации Neural Correlate Society Illusion of the Year

Канал в телеграм Cognitive Illusions, где я буду делиться самыми вырвиглазными находками, как хакнуть мозг через восприятие.

  • Лучшие оптические иллюзии 2019
  • Оптическая иллюзия 2020

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: