Семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников

Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.

«Тифлос» в греческом языке означает «слепой». Поэтому тифлотехника – это техника для слепых, куда могут относиться, и простейшие приспособления, и приборы высокой сложности, для замены визуального (зрительного) контроля другими видами чувствительности. Иными словами, это один из мощнейших факторов компенсации утерянного зрения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ ПО СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Функции и задачи тифлотехники

Одна из главных функций тифлотехники — создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использования сохранных анализаторов — осязания и слуха. Поэтому в развитии тифлотехники, основным путем решения этой проблемы, является трансформация зрительной информации в слуховую и осязательную.

Основными задачами тифлотехники, признано следующее:

  • Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
  • Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
  • Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
  • Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
  • Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.

При разработке устройств тифлотехники опираются на следующие принципы:

  • Замещение функции зрения функциями остальных сохранных анализаторов при использовании акустических, тактильных, проприоцептивных вариантов отображения информации;
  • Создание визуального сигнала, превышающего помехи, создаваемые дефектом зрительного анализатора;
  • Рациональное использование сохранных анализаторов.

Обычная и коррекционная школа — в чем разница?

В обучении слепых и слабовидящих детей существует два основных подхода. Первый означает, что ребенок посещает обычную школу наряду со здоровыми сверстниками. Руководство и педагоги образовательного учреждения прилагают усилия, чтобы создать необходимые условия для комфортного обучения таких детей и помочь им органично влиться в коллектив сверстников.

Второй подход предполагает, что ребенок со зрительными нарушениями посещает коррекционную школу, где заведомо созданы специальные условия для успешного развития и социальной адаптации.

Среди родителей существует миф, что школа коррекции создана для детей, отстающих в развитии. Поэтому многие не хотят отдавать сюда своего ребенка. На практике спецшкола дает такое же образование, как и обычная, дети в конце обучения сдают такие же экзамены и получают тот же аттестат, что и зрячие сверстники. Отличие спецшколы для незрячих от обычной — в том, что условия обучения здесь более приспособлены для слепых и слабовидящих. Здесь работают тифлопедагоги, которые специально обучались работе со слабовидящими. Есть специальные приборы, устройства, пособия, которые облегчают незрячим процесс обучения. Например, это мониторы со шрифтом Брайля, крупношрифтовые учебники, увеличительные приборы и т.д.

В обычных школах, где слабовидящие школьники учатся вместе со зрячими ровесниками, часто не хватает специализированной учебной литературы, спецоборудования и штата профессиональных тифлопедагогов. Также инфраструктура многих массовых учреждений не рассчитана на ребят с инвалидностью — нет пандусов, лифтов, контрастного оформления дверей, что ограничивает свободное перемещение.

Дополнительные возможности

Многие слабовидящие и незрячие граждане занимаются индивидуальной деятельностью. Они в одиночку или в коллективе производят разнообразную продукцию, которую предлагают рынку, пользуясь при этом своими не такими уж большими возможностями. Прежде всего, для таких людей, готовых работать и производить, важно обеспечить сбыт производимых ими товаров. Важно найти им «своих» клиентов и обеспечить попадание их продукции в каталоги как можно большего количества сбытовиков.
Если Вы работаете индивидуально, и хотели бы иметь дополнительные возможности для развития бизнеса, рекомендуем воспользоваться инструментами, предоставляемыми . Создав бесплатный сайт на бизнес-платформе inStella.ru и разместив на нем информацию о своих товарах и услугах, Вы сможете не только донести информацию о своей продукции до большого количества реализаторов, но и самостоятельно искать новых клиентов. Обязательно обратитесь в региональное отделение ВОС, чтобы они привязали Вашу новую площадку к своему сайту.

Максимально используйте сервисы системы. Это поможет успешно продвинуть свой продукт в Интернете, и тем самым обеспечить более высокий уровень доходов.

Специальности и профессии для незрячих

Как уже упоминалось выше, созданием условий для посильной и комфортной трудовой деятельности незрячих занимается не только государство в лице своих ответственных учреждений, но также и общественные организации. И, прежде всего – НКО «Всероссийское общество слепых», объединяющее в своих рядах более 200 000 слабовидящих и незрячих граждан. Помимо этого, многие инвалиды по зрению открывают свои небольшие ателье, работают на дому, трудятся в разных сферах в статусе ИП или являются самозанятыми.

Подготовка специалистов из числа слабовидящих и слепых, имеющих инвалидность I или II группы по зрению, ведется:

  • в библиотечных техникумах;
  • в училищах культуры;
  • в педагогических учебных заведениях;
  • в музыкальных училищах;
  • сельхозтехникумах;
  • в профильном медицинском училище, готовящем массажистов широкого профиля.

Многие слабовидящие и незрячие заканчивают вузы страны, включая самые лучшие и престижные, а затем находят себя в науке, бизнесе, на преподавательском поприще. Примерно треть из общего числа молодых людей, являющихся выпускниками школ-интернатов, поступают в сельскохозяйственные техникумы и вузы. После завершения учебы они находят работу по специальности: агрономами, садоводами, пчеловодами, лесоустроителями. Центры реабилитации в различных регионах страны активно занимаются вопросами профессионального обучения (переобучения) незрячих. Среди самых востребованных специальностей:

  • ремонт обуви;
  • компьютерные технологии;
  • столярное дело;
  • изготовление мебели;
  • производство сувениров, резьба по дереву;
  • плетение из лозы;
  • вязание и рукоделие;
  • овощеводство;
  • домашнее подворье.

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

Рождение слепого ребенка порою оказывается настоящей трагедией для семьи. Это настолько неожиданно, что совсем не приносит морального облегчения матери, которого она естественно ожидала к концу беременности.

Роды, сами по себе стресс для женщины, а рождение ребенка с недостатком – стресс вдвойне. И, наступает для мамы и для семьи период тревоги и неопределенности. Они часто начинают задаваться вопросом, почему такое случилось именно с ними и с их ребенком.

Родители остро начинают переживать такое к нему чувство несправедливости, что в дальнейшем может сказаться и на психическом состоянии родителей. Получается, когда их ребенку крайне необходима их помощь, они сами нуждаются в ней, замыкаются и довольно ревниво относятся к другим здоровым детям.

Именно на этом этапе родителям нужно перестать себя жалеть и повернуться лицом к ребенку и его проблемам. И, именно родители смогут помочь сделать жизнь своего ребенка счастливой и удачной. Слепой ребенок может быть и веселым, и любознательным, а в дальнейшем получить высшее образование, овладеть профессией и стать самостоятельным.

Самые тяжелые для родителей первые три года жизни ребенка. В этот период происходит формирование личности и важно не упустить этот момент.

В дошкольные годы устанавливается очень тесная связь с матерью и взрослыми членами семьи. Общаясь с ними, ребенок постепенно накапливает определенный опыт, усваивает навыки познавательной деятельности. Взрослые всегда должны помнить, что чем раньше они начнут заниматься с ребенком, тем лучше он будет адаптироваться в будущем. И, родители, не то чтобы должны, они просто обязаны помогать ребенку.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)

Большинство людей с серьезными нарушениями зрения имеют справку о группе инвалидности. Не менее важно, особенно, когда речь заходит о трудоустройстве, иметь еще один документ, выдаваемый специальной комиссией, осуществляющей медико-социальную экспертизу.

Согласно сложившейся практике, инвалиды по зрению приписаны к специальным глазным бюро МСЭ, и именно там они должны получить этот самый документ (ИПР, ИПРА) – в 2-х экземплярах. Очень важно, чтобы в нем был максимально подробно указан диагноз, а также чтобы были расписаны способы, виды, формы, время реабилитации. Среди прочего, именно в ИПРА должны быть указаны рекомендованные меры по социальной адаптации инвалида и его профессиональному обучению. Программа ИПРА в интересующей нас части включает в себя профессиональную реабилитацию. В это понятие входит:

  • профессиональная ориентация инвалида;
  • наличие профессионального образования;
  • профессиональная адаптация, если необходимо – переучивание в максимально доступных и комфортных условиях;
  • адаптация на реальном производстве или ином рабочем месте (для самозанятых);
  • помощь в трудоустройстве.

Сферы деятельности

Среди слабовидящих и слепых много замечательных музыкантов и композиторов, поэтов и прозаиков. Многие незрячие заканчивают музыкальное училище и консерваторию, после чего становятся солистами, исполнителями, руководителями музыкальных коллективов, педагогами.

Очень широко среди незрячих распространена профессия настройщика музыкальных инструментов. Давно подмечено, что у слабовидящих или полностью слепых слух тоньше и лучше, чем у обычного человека. То же самое касается тактильных ощущений. Как принято говорить в таких случаях – «эти люди живут на кончиках пальцев». Благодаря этим способностям, незрячие могут достойно проявлять себя в самых разных сферах и областях.

К примеру, слепота не является препятствием для работы адвокатом. Более того, к таким юристам чаще всего обращаются люди, оказавшиеся в трудном положении, поскольку больше доверяют им. Многие слабовидящие хорошо зарекомендовали себя в роли разработчиков, программистов, рационализаторов. Среди незрячих мы находим людей разных специальностей и профессий: педагогов, ученых, общественных деятелей, музыкантов, людей рабочих профессий, массажистов, мастеров народных промыслов. Эти граждане обладают разными талантами и способностями, но одно качество их объединяет – целеустремленность, желание реализовать себя в выбранной сфере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]