Психические особенности развития детей с нарушениями зрения.


Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

 За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к отклонениям в формировании зрительной системы, слабовидению, остаточному зрению или к полной слепоте. Значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Многие дети страдают косоглазием, амблиопией и другими видами нарушения зрения.

Дети с нарушением зрения, как правило, посещают специальные учреждения (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, школы-интернаты для слабовидящих и слепых детей), есть они и в массовых ДОУ.В специализированных детских садах с детьми с нарушением зрения работают воспитатели, дефектологи и медицинские работники. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателями под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача- офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционное направление имеют все занятия и все виды деятельности. Одним из основных коррекционных направлений является развитие зрительного восприятия.

Начинать эту работу следует с того, чтобы для каждого ребенка с недостатками зрения определить место на занятиях. При светобоязни ребенка нужно посадить так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка (острота зрения, поле зрения) и зрительной патологии (близорукость, амблиопия и т. д.) Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится. Для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии- горизонтальная, а при сходящемся- вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная). Именно поэтому воспитатель для зрительной работы отдельных детей должен постоянно использовать подставку, фланелеграф, мольберт и т. п.

У детей со зрительными нарушениями темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими: таким детям требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания предъявляемого материала.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз (дети часто моргают веками, не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх). Физкультминутки рекомендуется проводить в игровой форме и с музыкальным сопровождением. При их проведении воспитатель должен предусматривать ограничение некоторых видов двигательных упражнений: отдельным детям противопоказаны прыжки. наклоны головы и туловища и т. д.

Большинство детей с нарушениями зрения идут учиться в массовые школы: их зрительные возможности позволяют это. К сожалению каждый третий выпускник школы имеет снижение зрения, начало которому заложено еще в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю необходимо владеть научными знаниями о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения. Он должен:

1) грамотно использовать в учебно-воспитательной работе сведения, которые имеются в медицинских документах ребенка;

2) знать физиологические и возрастные особенности его развития;

3) уметь видеть отдельные признаки(симптомы)отклонений зрительного восприятия;

Все эти знания и умения позволят воспитателю проводить коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.

Ознакомление детей снарушением зрения сокружающим миром.

С первых дней жизни начинается знакомство ребенка с окружающим миром. Дети в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы. У детей дошкольного возраста процесс восприятия окружающего мира начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого. Развитие представления об окружающем мире, во многом зависит от того на сколько правильно работают органы чувств. У детей с нарушением зрения искажается восприятие объекта, затрудняется создание целостного образа. Дети с глазной патологии плохо видят в связи с этим важно научить их, правильно зрительно выделять конкретные признаки и свойства предметов, их величину, форму, цвет и пространственное расположение. Вся работа по ознакомлению детей с окружающим миром базируется на формирование анализирующего наблюдения, обучению способом анализа, обобщению, сравнению, классификации, группировки, формированию умений на основе продуктивных видов деятельности и развитию связанной монологической речи. Основными методами и средствами являются наблюдение, обследование, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами, экскурсии, просмотр диафильмов, презентаций, рассматривание различных видов наглядности (картинки, муляжи, игрушки) слушание грамзаписей.

План работы по ознакомлению сокружающим миром:

Знакомство с предметным, природным окружением с объектом или явлением начинается с наблюдения (обследование с подключением сохранённых анализаторов). Например, как сформировать представление детей о птицах. С начало наблюдаем за птицами на участке детского сада, обращаем внимание: на поведение птиц, внешний вид, как летают, передвигаются, клюют корм. На коррекционных занятиях используем игрушки с характерными признаками. После обследования дети с ними играют, придумывают сказки, рассказы, загадки. Подбираются картинки крупные с яркими изображениями на контрастном фоне.

Овладение родовым понятием- когда мы ведем работу по определённой теме, например (растения или животные) предлагаем что, дети должны узнать опознавательные признаки растений, животных. Это необходимо для того, чтобы на конкретно чувственной основе группировать изучаемые объекты в родовые категории. Самое главное накопить как можно больше представления и родовых понятий.

Практическая группировка. На этом этапе необходимо показать детям сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс в их группировки, связанные с употреблением обобщённого названия, дать детям образец действия по созданию группы. Большие возможности в этом отношении содержит в себе различные дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», куда подбираются различные группы однородных предметов.

Классификация. Обучение детей классификацией как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них, умение совершать операции, отнесение, обобщение и обозначение. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которому он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. На этом этапе можно предложить детям игровое упражнение «Расставь вещи на полке», «Распредели картинки», «Что к чему подходит». Здесь ребенок объединяет предметы в одну группу ориентируясь на их принадлежность той или иной группе.

Применение новых знаний. Здесь можно предложить игру «Что изменилось». Эта игра предъявляет значительные требования к умственной деятельности детей: она развивает у них умение быстро сравнивать предметы друг с другом, устанавливает сходства и различия между ними, выделять общий признак предметов и производить обобщение осуществлять отнесение единичного к общему. В этой игре дети упражняются в классификации не только как в практической, но, как и в умственном действии.

Практическая деятельность. Этот этап не имеет особого значения по работе с детьми с нарушением зрения именно благодаря практической деятельности у ребенка формируется представление об окружающем. В продуктивной деятельности ребенок детально представляет конкретные предмет

Составление рассказа описания. Одна из основных задач спецучреждения для детей с нарушением зрения — обучение связанной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Факторами, облегчающими процесс становления связанной речи, является наглядность, которая помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия, а также план высказываний в виде схемы конкретных элементов высказывания, последовательно следующих друг за другом. Особое значение они приобретают для детей с нарушением зрения, поскольку нарушенное зрительное восприятие затрудняет распределение признаков, свойств предметов. В связи с этим составление описательных рассказов о предметах вызывают у детей определенные трудности.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании знаний о мире, основанном на опыте и воспитании правильного отношения к нему.

Большое значение для детей с нарушением зрения в детском саду имеет формирование у них представлений о сенсорных эталонах и обучение способам обследования предмета. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, возможность получения цветов путем смешивания с другими; в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). Вначале у детей формируем представление о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. Подбираем соответствующие дидактические игры: «Лишний цвет», «Собери цветы», «Подбери по цвету», «Закончи узор», «Составь цветной коврик из квадратов».

Основным признаком предмета, его сенсорным эталоном является форма. В процессе игры у детей развиваем умение зрительно анализировать форму предметов и соотносить ее с сенсорным эталоном формы: шар, куб, конус; круг, треугольник, четырехугольник, овал, позднее трапеция (дидактические игры: «Подбери предметы, похожие на круг», «Выбери предметы, похожие на шар» и т. д.).

На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Эталоны величины носят особый характер. Ведь величина — относительное свойство. Ее точное определение производится при помощи условных мер. Детям предлагаем дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Что больше, что меньше», «Найди свой домик», «Составь пирамидку», «Угадай по следу».

Детей с нарушением зрения упражняем в классификации предметов по заданному сенсорному эталону (например, обучаем конструированию из двух или более геометрических фигур. Для этого используем дидактические игры: «Сложи из 2-ух, 3-х треугольников елочку», «Сложи из 3-х кругов снеговика» и т. д.

При обучении детей с нарушением зрения используем эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур. Так, круг похож на формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.

Сенсорные эталоны плоскостных предметов: куб, шар, цилиндр, брусок, параллелепипед, конус — сенсорный этап объемных тел. Эти представления следует формировать по признаку нарастающей сложности — от 1 -3 сенсорных эталонов.

При сравнении двух предметов используется условная мерка:

‒ дети расставляют предметы в возрастающем и убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине;

‒ упражняются в измерении протяженности с помощью разных средств: шагами (детскими и взрослого человека), рукой (ребенка и взрослого);

‒ развивается наблюдательность детей в определении величины разных предметов;

‒ используют для сравнения протяженности (длины, ширины, высоты) способы положения и измерения условных мерок (полосок бумаги, палочек);

‒ измеряют расстояние шагами;

‒ обучаются соизмерять объемы жидкости и сыпучих веществ (с помощью пластмассовых кружек, стаканов).

Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Чтобы привлечь внимание детей к свойствам предмета, мы предлагаем им накладывать предметы друг на друга; чтобы сравнить по форме и величине — прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. Способность охватить взором предмет зависит от поля зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается. Детям предлагаются дидактические игры: «Посмотри на карточку через цветное стекло», «Обведи по контуру», «Собери на нитку пуговицы», «Выбери зеленые, желтые, красные», «Назови все круглое».

Основное содержание сенсорного восприятия в детском саду составляет ознакомление детей со свойствами предметов, т. к. именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений дошкольников о предметах действительности, социальной адаптации детей с нарушением зрения в окружающем мире.

Литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  2. Пособие для воспитателя детского сада.Изд-во Просвещение, М., 1985 г.
  3. https://detskiysad.ru/ucheba/zapominanie08.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/formirovanie-predstavleniy-o-mire-u-detey-s-narusheniyami-razvitiya
  5. https://открытыйурок.рф/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/641143/

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

развитие детей с нарушением зрения

Адаптация поведения детей с патологиями зрения

Абсолютно все дети при попадании в детский сад проходят адаптационный период. Он может наблюдаться от нескольких дней до месяца. В это время ребенок становится плаксивым, часто не отходит от родителей. По утрам он может сильно плакать, не хотеть идти в детский сад, даже если ему там нравится.

Именно поэтому необходимо приучать ребенка посещать детский сад постепенно. Начинают посещение от 1 до 2 часов. Постепенно это время увеличивают. Не все дети сразу могут оставаться на сон в учреждении. Для них это является сильным стрессом. Необходимо дождаться, когда ребенку понравится посещать садик, только затем оставлять его там спать.

При начальном посещении сада рекомендуется кормить ребенка с утра завтраком, так как многие дети отказываются от еды из-за сильного стресса. В последствии можно не давать ребенку завтрак с утра, если он сам захочет есть вместе с другими детьми.

Адаптационный период также зависит от поведения родителей. Они должны быть сдержанными, не ругать ребенка, если он сильно плачет. Необходимо проводить с ним как можно больше времени, чтобы он понимал, что его любят.

Для детей, которые только начали проходить адаптационный период лечебных манипуляций не проводят. Это связано с тем, что ребенок может испугаться, начать сильно плакать вплоть до истерики, если без участия родителей начнутся какие-либо лечебные действия. Поэтому рекомендуется соглашаться на проведение лечения только через 6 месяцев после начала хождения в садик.

Если адаптационный период прошел успешно, ребенок постепенно перестает плакать по утрам. Ему начинает нравиться общаться с другими детьми. Наиболее благоприятным возрастом является 3,5-4 года. Именно в этом возрасте у детей образует коммуникабельность, их интересуют окружающие люди.

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Отличия специализированного детского сада от стандартного

В специализированных детских садах проходит индивидуальная программа обучения для детей, у которых снижена функция зрения. Ежедневно для них проводят занятия по улучшению качества слуха и зрения.

Отличия специализированного детского сада от стандартного
Воспитатели в таких садах должны ежедневно разрабатывать различные подвижные игры, с помощью которых будет стимулироваться функция зрения, а также корректироваться нарушение координации в пространстве.

В специализированных садах находятся игрушки, которые лишены острых краев, так как ребенок со сниженным зрением может не разглядеть их параметры. Такие игрушки должны быть крупными, чтобы все смогли рассмотреть и выбрать их.

Сады оснащены специализированным офтальмологическим оборудованием, при помощи которого можно ежедневно проходить необходимые оздоровительные процедуры, что не всегда могут позволить себе родители в домашних условиях. Например, в них может находиться синоптофор, который может стимулировать работу глазодвигательных мышц, чтобы устранить косоглазие.

В специализированных детских садах содержатся небольшие группы. Максимально в группы набирают 15 человек, не более. В обычных садах находится от 30 человек.

В детском саду находится множество врачей различных специальностей. Это может быть офтальмолог, логопед, невролог, психолог. Все они осматривают детей, назначают индивидуальную программу для прохождения курса лечения.

Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения

В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:

  • Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
  • Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
  • Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).

Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: