Слепота – патологическое состояние, характеризующееся резким снижением или полным отсутствием зрительных функций. Диагноз слепоты ставится при способности к зрению менее 0,05 диоптрий (3/60) или сужении поля зрения до 10 градусов. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 100 миллионов незрячих людей, большая часть из которых (90%) проживает в развивающихся странах. Благодаря развитию медицины, приблизительно в 75% случаев незрячим пациентам удается частично или полностью восстановить зрительные функции.
Причины
Перечень факторов, приводящих к резкому снижению остроты зрения достаточно большой. Наиболее частыми причинами слепоты становятся:
- катаракта – частичное или полное помутнение хрусталика глаза;
- глаукома – хроническое заболевание, характеризующееся повышением внутриглазного давления;
- кератит – воспаление роговицы глаза, приводящее к ее помутнению;
- диабетическая ретинопатия – тяжелое осложнение сахарного диабета, проявляющееся поражением сосудов сетчатки глазного яблока;
- трахома – хроническая инфекция глаз, вызываемая хламидиями, протекающая с поражением конъюнктивы и роговицы;
- онхоцеркоз – паразитарное заболевание, сопровождающееся поражением кожи и глаз;
- артериальная гипертензия – повышенное артериальное давление;
- внутриутробные патологии плода – поражение органов зрения в период эмбрионального развития может происходить вследствие инфекционных заболеваний матери: краснухи, токсоплазмоза, гриппа, туберкулеза;
- повреждение затылочной доли головного мозга вследствие травм или инфекционных заболеваний;
- травмы глазного яблока.
Приводить к слепоте могут различные заболевания центральной нервной системы – менингиты и энцефалиты (воспаление вещества и оболочек головного мозга), токсическое поражение головного мозга. У лиц преклонного возраста резкое снижение зрения часто связано с дегенеративно-дистрофическими изменениями в сетчатке и зрительном нерве.
Деятельность ВОЗ
В своей работе ВОЗ руководствуется рекомендациями, содержащимися во Всемирном докладе по проблемам зрения (2019 г.), и резолюцией «Комплексная ориентированная на потребности людей офтальмологическая помощь, включая борьбу с предотвратимой слепотой и предотвратимыми нарушениями зрения», принятой на 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2021 г. Главная идея доклада и резолюции заключается в необходимости рассматривать комплексную и ориентированную на потребности людей офтальмологическую помощь в качестве предпочтительной модели в сфере охраны здоровья глаз и обеспечить ее широкое внедрение в странах. Ожидается, что, формируя глобальную повестку дня в области охраны здоровья глаз, доклад и резолюция будут способствовать усилиям государств-членов и их партнеров, направленным на сокращение бремени глазных заболеваний и нарушений зрения и достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР), в частности выполнение задачи 3.8 ЦУР, касающейся всеобщего охвата услугами здравоохранения.
К некоторым из основных направлений работы и мероприятий ВОЗ в области профилактики слепоты относятся:
- сотрудничество с государствами-членами и другими партнерами на местах в целях выработки рекомендаций в отношении практически достижимых к 2030 г. глобальных целей по внедрению комплексной и ориентированной на потребности людей офтальмологической помощи;
- проведение и популяризация Всемирного дня зрения в качестве ежегодного информационно-разъяснительного мероприятия;
- непрерывная работа по подготовке методических документов для поддержки осуществления рекомендаций, содержащихся во Всемирном докладе по проблемам зрения:
- практическое руководство по организации комплексной, ориентированной на потребности людей офтальмологической помощи;
- пакет научно обоснованных мероприятий в области офтальмологической помощи и рекомендации по их интеграции в систему здравоохранения;
- набор материалов по близорукости для использования мобильных устройств в целях повышения санитарной грамотности и осведомленности о поддающихся изменению факторах риска, потенциально необратимых последствиях близорукости и важности ношения очков по назначению врача и регулярных офтальмологических обследований;
- руководство по оценке услуг по оказанию офтальмологической помощи;
- руководство по оценке услуг по оказанию помощи при диабете и диабетической ретинопатии;
- руководство по оценке услуг по оказанию помощи при глаукоме;
- руководство по оценке услуг по оказанию помощи при аномалиях рефракции;
- руководство по оценке реабилитационных услуг и систем.
Классификация
В основе классификации слепоты лежат причины, клинические проявления болезни, степень снижения остроты зрения. Подробная классификация с пояснениями представлена в таблице.
Признак классификации | Форма патологии | Комментарии |
Причина патологии | врожденная | обусловлена генетическими нарушениями и влиянием тератогенных факторов на плод (физических, химических, биологических воздействий, приводящих к внутриутробным патологиям) |
приобретенная | развивается вследствие заболеваний или травм в любом возрасте | |
Клинические проявления | амавроз | поражение сетчатки или зрительного нерва при отсутствии видимых повреждений |
скотома | появление темных пятен перед глазами, которые частично закрывают рассматриваемое изображение | |
гемианопсия | заболевание, проявляющееся выпадением отдельных зрительных полей, развивается вследствие поражения структур мозга | |
дальтонизм (цветовая слепота) | патология, проявляющаяся аномальным цветовосприятием | |
гемералопия (куриная слепота) | нарушение сумеречного зрения, состояние, когда человек утрачивает способность различать предметы в сумерках | |
Степень снижения остроты зрения | абсолютная (полная) | острота зрения равна нулю |
предметная | отсутствует способность различать предметы, но сохраняется восприятие света и изменения его интенсивности | |
гражданская (частичная, неполная, практическая) | больной не способен сосчитать пальцы на руке на расстоянии трех метров, существует ограничение возможности передвижения и самообслуживания | |
профессиональная | состояние зрительных функций, при которых больной не может выполнять свои профессиональные обязанности |
Система Брайля
Луи Брайля учился в школе Хаю в 1819 году, а затем преподавал там. Вскоре он решил создать систему чтения и письма, которая могла бы преодолеть критический разрыв в общении между зрячими и слепыми. По его собственным словам: «Доступ к общению в самом широком смысле — это доступ к знаниям, и это жизненно важно для нас, если мы [слепые] не должны продолжать презирать или опекать снисходительно зрячие люди. Нам не нужна жалость , и нам не нужно напоминать о том, что мы уязвимы. К нам нужно относиться как к равным — и общение — это то, как это можно осуществить ».[7]
Таблица алфавитов для английского языка шрифт Брайля. Буква «W» не является частью французского алфавита, а была добавлена только к дополнительным буквам с диакритическими знаками.
В 1821 году Брайль узнал о системе связи, разработанной капитаном Шарль Барбье французской армии.[8][9][10] Барбье «ночное письмо», представлял собой код точек и тире, отпечатанный на толстой бумаге. Эти впечатления можно было интерпретировать исключительно пальцами, что позволяло солдатам обмениваться информацией на поле боя без света или необходимости говорить.[11]
Код капитана оказался слишком сложным для использования в его первоначальной военной форме, но он вдохновил Брайля на разработку собственной системы.[12][13] Брайль неустанно работал над своими идеями, и его система была в основном завершена к 1824 году, когда ему было всего пятнадцать лет.[7][14] Начиная с ночного письма Барбье, он вводил новшества, упрощая его форму и максимизируя ее эффективность. Он сделал одинаковые столбцы для каждой буквы и уменьшил количество выпуклых точек до шести. Он опубликовал свою систему в 1829 г., а ко второму изданию 1837 года тире были отброшены, потому что их было трудно читать. Важно отметить, что меньшие ячейки Брайля можно было распознать как буквы одним прикосновением пальца.[14]
Симптомы
Согласно клиническим проявлениям, выделяют несколько форм слепоты, которые отличаются определенным набором симптомов.
- Амавроз – полная слепота на один или оба глаза при сохранении зрачковой реакции на свет, развивающаяся преимущественно вследствие поражения центральной нервной системы. Потере зрения часто предшествуют острые нарушения кровообращения головного мозга. Амавроз, как правило, сочетается с другими глазными патологиями: кератоконусом (дистрофическим изменением роговицы), катарактой (помутнением хрусталика), астигматизмом (нарушением зрительных функций, связанным с неправильной формой хрусталика или роговицы), страбизмом (косоглазием). Больные с данной формой слепоты редко способны отличать свет от темноты или отслеживать движение близкорасположенных объектов.
- Скотома – дефект полей зрения в виде темных пятен перед глазами, которые частично закрывают рассматриваемый объект. Патология развивается на фоне повреждений нервных волокон или закупорки сосудов сетчатки глаза, хронических неврологических болезней, например, рассеянного склероза, повышения внутричерепного давления.
- Гемианопсия – двухсторонняя слепота с поражением одной из половин полей зрения. При гомонимной форме гемианопсии выпадают обе правые или левые половины, при биназальной форме – носовые, при битемпоральной – височные отделы зрительного поля. Гемианопсия возникает при поражении зрительных нервов и отделов головного мозга, доброкачественных и злокачественных новообразованиях, воспалительных процессах, нарушениях мозгового кровообращения.
- Дальтонизм (цветовая слепота) – наследственная патология, которая заключается в нарушении способности различать определенные цвета. Существует несколько форм дальтонизма. При протанопии пропадает восприятие красного цвета, при дейтеранопии – зеленого, при тританопии – сине-фиолетового спектра, при ахроматопсии сохраняется только черно-белое зрение.
- Гемералопия (куриная слепота) – заболевание, при котором человек теряет способность четко различать предметы в темное время суток. Больные гемералопией жалуются на резкое снижение остроты, сужение полей зрения, нарушение цветовосприятия, особенно в желтом и синем спектре, при наступлении темноты. Днем острота зрения и цветовосприятие остаются нормальными.
Обратите внимание! В большинстве случаев ухудшение зрения происходит постепенно, и полную слепоту можно предотвратить, если вовремя обратиться к врачу и начать лечение.
Диагностика
Установить степень снижения зрения и выявить причину заболевания помогают инструментальные и аппаратные методы исследования:
- визометрия – проверка остроты зрения, в комплексе с другими методиками позволяет диагностировать степень нарушения зрительных функций;
- периметрия – определение полей зрения, заключается в установлении верхних, нижних и боковых видимых границ, а также выявлении зрительных дефектов (выпадений) в пределах этих границ;
- офтальмоскопия – осмотр глазного дна и оптических сред глаза, помогает выявить аномалии развития, дистрофические изменения сетчатки и сосудистой оболочки, патологии стекловидного тела, диска зрительного нерва;
- флуоресцентная ангиография – исследование сетчатки с помощью специальной камеры, позволяет обнаружить аномальные явления в кровеносных сосудах, дефекты структур зрительного аппарата, появление новых сосудов, начальную стадию отслойки сетчатки;
- электроретинография – исследование сетчатки глаза с помощью регистрации электрических потенциалов, которые образуются в ответ на световое раздражение, применяется с целью обследования при истончении и дегенерации сетчатой оболочки, катаракте, окклюзии (закрытии просвета) вен и артерий сетчатки.
Обратите внимание! Перечень необходимых обследований подбирается индивидуально после первичного офтальмологического осмотра, в зависимости от заболевания, которое привело к угнетению зрительных функций.
Банк Анируддхи для слепых
По оценкам, 253 миллиона человек живут с нарушениями зрения: 36 миллионов слепых и 217 миллионов человек имеют нарушения зрения от умеренного до тяжелого во всем мире, при этом почти 80 лакхов в самой Индии, из которых количество слепых студентов приближается к 30 лакхам. По закону природы, когда один орган чувств не функционирует в человеческом теле, другие органы чувств становятся более активными, чтобы компенсировать дефект. В случае слепых людей слух и осязание очень активны и играют важную роль.Банк Анируддхи для слепых, концептуализированная и введенная в действие Фондом Шри Анируддха Упасана, Мумбаи, Индия, поддерживает образование для слепых нежным и уникальным образом. В банке записана учебная программа на 12 языках, таких как английский, хинди, маратхи, гуджарати, тамильский, каннада, бенгали, малаялам, телугу, санскрит и т. Д., От людей, которые хорошо знают свой родной язык. На сегодняшний день записанные компакт-диски изменили жизнь слепых людей почти в 26 штатах Индии, а также в нескольких регионах соседнего Пакистана. Банк поддерживает высокое качество и стандарт компакт-дисков путем регулярной и тщательной проверки.[16][17][18]
Лечение
Тактика лечения при полной или частичной слепоте зависит от формы патологии, возраста больного и сопутствующих заболеваний. Так, при преходящем амаврозе для восстановления кровообращения в экстренном порядке больным назначаются сосудорасширяющие препараты, антикоагулянты и тромболитические средства.
При скотомах лечение определяется причиной заболевания. Если дефекты возникли вследствие отслойки сетчатки, показано оперативное вмешательство – витрэктомия (удаление стекловидного тела с последующим заполнением глазной полости силиконовым гелем или газом). При возникновении зрительных нарушений из-за патологических новообразований проводится их удаление. При слепоте, обусловленной спазмом сосудов головного мозга, назначаются спазмолитические средства.
Лечение гемианопсии базируется на выявлении и устранении причины заболевания. Нейрохирургическое вмешательство проводится при черепно-мозговых травмах, доброкачественных или злокачественных опухолях головного мозга. Специфическое лечение дальтонизма и гемералопии не разработано. Для коррекции зрительных функций используются очки со специальными фильтрами или контактные линзы.
Рекомендации
- ^ аб«Среднеегипетский язык: введение в язык и культуру иероглифов»
, Джеймс П. Аллен, стр. 343, Cambridge University Press, 2000 г., ISBN 0-521-77483-7 - ^ аб
«
История специального образования
«, Маргрет А. Винцер», стр. 463, издательство Gallaudet University Press, 1993, ISBN 1-56368-018-1 - «Все принадлежат
«, Артур Х. Шапиро, стр. 152, Рутледж, 2000, ISBN 0-8153-3960-7 - Национальная циклопедия полезных знаний, Том III,
(1847), Лондон, Чарльз Найт, стр. 426. - «В архив Королевской школы для слепых — история места». historyof.place
. Получено 2019-08-01. - Герберманн 1913. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFHerbermann1913 (помощь)
- ^ аб
Олмстром, стр. 161–162. - Кугельмасс (1951), стр. 108–115.
- Марсан, Колетт (2009). «Луи Брайль: краткий обзор». Ассоциация Valentin Haüy. Получено 7 ноября 2011.
- «Кем был Луи Брайль?». Королевский национальный институт слепых (RNIB). 2010 г.. Получено 7 ноября 2011.
- Фаррелл, стр. 96.
- Кугельмасс (1951), стр. 117–118.
- Фаррелл, стр. 96–97.
- ^ аб
Фаррелл, стр. 98. - Слепые: их состояние и работа, выполняемая для них в Соединенных Штатах
, Гарри Бест, стр. 372, Компания Макмиллан, 1919 г. - https://who.int/mediacentre/factsheets/fs282/en/
- «Архивная копия». Архивировано из оригинал на 2019-04-23. Получено 2018-04-11.CS1 maint: заархивированная копия как заголовок (связь)
- https://aniruddhafoundation.com/compassion-aniruddhas-bank-for-the-blind/
Профилактика
Специфической профилактики слепоты не существует. Профилактические меры носят общий характер и заключаются в своевременном лечении инфекционных и воспалительных заболеваний, строгом следовании правилам безопасности при производственных работах, связанных с высоким риском травмирования глаз, а также соблюдении гигиенических зрительных норм.
Для предупреждения развития слепоты больные, относящиеся к группе риска, должны регулярно (не реже одного раза в год) проходить осмотр у врача-офтальмолога, а также получать своевременное адекватное лечение.
Сегодня
Библиотека Вайкики-Капахулу для слепых и инвалидов в Гонолулу, Гавайи
Большинство слепых и слабовидящих учеников теперь ходят в соседние школы.[куда?
], часто получают помощь в их образовательной деятельности штатными преподавателями академических наук и группой профессионалов, которые обучают их альтернативным навыкам: обучение ориентации и мобильности (O и M) — обучение самостоятельным поездкам — обычно проводят подрядчики, получившие образование в этой области, как и шрифт Брайля. Слепым детям также может потребоваться специальная подготовка для понимания пространственных концепций и ухода за собой, поскольку они часто не могут учиться визуально и посредством имитации, как это делают другие дети.
Поскольку только десять процентов из тех, кто зарегистрирован как юридически слепые, не имеют зрение, многих учеников также учат максимально эффективно использовать оставшееся зрение, так что некоторые читают печатные издания (с оптическими приборами или без них) и путешествуют без трости.
Сочетание необходимого обучения, адаптированного к уникальным потребностям каждого студента, и солидных ученых имеет большое значение для подготовки слепых и слабовидящих студентов, способных самостоятельно справляться с миром.