исследование остроты центрального зрения


Центральное зрение

Описание

Центральным зрением следует считать центральный участок видимого пространства. Это зрение является наиболее высоким и характеризуется понятием «острота зрения».
Острота зрения

— это способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии, которая зависит от особенностей строения оптической системы и световоспринимающего аппарата глаза. Угол, образованный крайними точками рассматриваемого объекта и узловой точкой глаза, называется углом зрения.

Определение остроты зрения (визомeтрия)

. Под нормальной остротой зрения понимается способность глаза различать раздельно две светящиеся точки под углом зрения в 1 мин. Гораздо удобнее измерять остроту зрения не зрительными углами, а величинами обратного значения, т. е. в относительных единицах. За нормальную остроту зрения, равную единице, принята обратная величина угла зрения в 1 мин. Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения: чем меньше угол фения, тем выше острота зрения. На основании этой зависимости рассчитываются таблицы для измерения остроты зрения. Существует много вариантов таблиц для определения остроты фения, которые различаются по предъявляемым тест-объектам, или оптотипам.

В физиологической оптике существуют понятия минимально видимого, различимого и узнаваемого. Обследуемый должен видеть оптотип

, различать его детали, узнавать представляемый знак или букву. Оптотипы можно проецировать на экран или дисплей компьютера. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, рисунки, полосы. Оптотипы построены так, чтобы с определенных расстояний детали оптотипа (толщина линий и промежутки между ними) были видны под углом зрения в 1 мин, а весь оптотип — под углом зрения в 5 мин. Международным оптотипом принято
разорванное кольцо Ландольта
. В отечественной офтальмологии наиболее распространена таблица Головина — Сивцева, содержащая в качестве оптотипов буквы русского алфавита и кольца Ландольта. В таблице имеется 12 рядов оптотипов. В каждом ряду размеры оптотипов одинаковы, но они постепенно уменьшаются от верхнего ряда к нижнему. Величина оптотипов изменяется в арифметической регрессии. В пределах первых 10 рядов каждый ряд отличается от предыдущего на 0,1 единицы остроты зрения, в последних двух рядах на 0,5 единицы. Таким образом, если исследуемый читает третий ряд букв, то острота зрения равна 0,3; пятый — 0,5 и т. д. При использовании таблицы Головина — Сивцева остроту зрении определяют с 5 м. Нижний край таблицы должен находиться на расстоянии 120 см от уровня пола.

Сначала определяют остроту зрения одного глаза (правого), затем — левого глаза. Второй глаз закрывают заслонкой, С расстояния 5 м под углом зрения в 1 мин видны детали оптотипов десятого ряда таблицы. Если пациент видит этот ряд таблицы, то его острота зрения равна 1,0. В конце каждого ряда оптотипов символом V указана острота зрения, соответствующая чтению данного ряда с расстояния 5 м. Слева от каждого ряда символом D указано расстояние, с которого различаются оптотипы этой строки при остроте зрения, равной 1,0. Так, первый ряд таблицы при остроте зрения, равной 1,0, можно увидеть с 50 м.

Для определения остроты зрения можно воспользоваться формулой Сиеллена — Дойдерса

visus = d/D, где d — расстояние, с которого исследуемый видит данный ряд таблицы (расстояние, с которого проводится исследование), м; D — pacстояние, с которого исследуемый должен видеть этот ряд, м.

Пользуясь приведенной формулой, можно определить остроту зрения в случаях, если исследование проводится в кабинете длиной, например, в 4,5 м, 4 м и т. д. Если больной видит пятый ряд таблицы с расстояния 4 м, то его острота зрения равна: 4/10 = 0,4.

Встречаются люди и с более высокой остротой зрения

— 1,5; 2,0 и более. Они читают одиннадцатую или двенадцатую строку таблицы. Описан случай остроты зрения невооруженным глазом: обследуемый различал спутники Юпитера, которые с Земли видны под углом в 1 сек. При остроте зрения ниже 0,1 обследуемого нужно приближать к таблице до момента, когда он увидит ее первую строку.

Поскольку толщина пальцев руки примерно соответствует ширине штрихов оптотипов первой строки таблицы, можно демонстрировать обследуемому раздвинутые пальцы

(желательно на темном фоне) с различного расстояния и соответственно определять остроту зрения ниже 0,1 также по приведенной выше формуле. Если острота зрения ниже 0,01, но обследуемый считает пальцы на расстоянии 10 см (или 20, 30 см), тогда острота зрения равна счету пальцев на расстоянии 10 см (или 20, 30 см). Больной может быть не способен считать пальцы, но определяет движение руки у лица, это считается следующей градацией остроты зрения. Минимальной остротой зрения является светоощущение (vis = 1/—) с правильной или неправильной светопроекцией. Светопроекцию определяют путем направления в глаз с разных сторон луча света от офтальмоскопа. При отсутствии светоощущения острота зрения равна нулю (vis = 0) и глаз считается слепым.

Для определения остроты зрения у детей пользуются таблицей Е. М. Орловой

. В ней в качестве оптотипов использованы рисунки знакомых им предметов и животных. И все же и начале исследования остроты зрения у ребенка рекомендуется подвести его близко к таблице и попросить назвать оптотипы.

Таблица для исследования остроты зрения помещается в открытом спереди деревянном ящике, стенки которого изнутри облицованы зеркалами. Перед таблицей находится электрическая лампа, закрытая сзади экраном для постоянного и равномерного ее освещения (аппарат Рота — Рославцева). Оптимальной является освещенность таблицы, которую дает обычная лампа накаливания в 40 Вт. Осветитель с таблицами укрепляют на стене, противоположной окнам. Нижний край осветителя помещают на расстоянии 120 см oт пола. Помещение, где больные ожидают приема, и глазной кабинет должны быть хорошо освещенными. В настоящее время для исследования остроты зрения все чаще используются проекторы испытательных знаков. На экран с расстояния 5 м проецируются оптотипы различного размера. Экраны изготовлены из матового стекла, что уменьшает контрастность между оптотипами и окружающим фоном. Считают, что такое пороговое определение больше способствует реальной остроте зрения.

Для определения остроты зрения ниже 0,1 применяют оптотипы, разработанные Б. Л. Поляком

в виде штриховых тестов и колец Ландольта, предназначенных для предъявления на определенном близком расстоянии с указанием соответствующей остроты зрения. Данные оптотипы специально созданы для военно-врачебной и медико-социальной экспертизы, проводимой при определении годности к военной службе или группы инвалидности.

Существует и объективный (не зависящий от показаний пациента) способ определения остроты зрения, основанный на оптоклистическом нистагме

. С помощью специальных аппаратов обследуемому демонстрируют двигающиеся объекты в виде полос или шахматной доски. Наименьшая величина объекта, вызвавшая непроизвольный нистагм (увиденный врачом), и соответствует остроте зрения исследуемого глаза.

При определении остроты зрения необходимо выполнять определенные правила

.

  1. Исследовать остроту зрения монокулярно (раздельно) в каждом глазу, начиная с правого.
  2. При проверке оба глаза должны быть открыты, один из них заслоняется щитком из непрозрачного материала. Если его нет, то глаз можно закрыть ладонью (но не пальцами) испытуемого. Важно, чтобы он не нажимал через веки на прикрытый глаз, так как это может привести к временному понижению зрения. Щиток или ладонь держат вертикально перед глазом, чтобы была исключена возможность умышленного или неумышленного подглядывания, и чтобы свет сбоку попадал на открытую глазную щель.
  3. Исследование надо проводить при правильном положении головы, век и взора. Не должно быть наклонов головы к одному или другому плечу, поворотов головы вправо или влево, наклонов ее кпереди или кзади. Недопустимо щуриться. При близорукости это приводит к повышению острот зрения.
  4. При исследовании следует учитывать фактор времени. При обычной клинической работе время экспозиции равняется 2—3 с, при контрольно-экспериментных исследованиях — 4—5 с.
  5. Оптотипы в таблице следует показывать указкой; ее конец должен быть хорошо различим, его устанавливают точно иод экспонируемым оптотипом на некотором расстоянии от знака.
  6. Начинать исследование надо с показа в разбивку оптотипов десятого ряда таблицы, постепенно переходя к рядам с более крупными знаками. У детей и у людей с заведомо пониженной остротой зрения проверку остроты зрения допустимо начинать с верхней строки, показывая сверху вниз по одному знаку в строке до ряда, в котором пациент ошибается, после чего следует вернуться к предыдущему ряду.

Остроту зрения необходимо оценивать по ряду, в котором были правильно названы все знаки

. Допускается одна ошибка в третьем-шестом рядах и две ошибки в седьмом-десятом рядах, но тогда они регистрируются в записи остроты зрения. Остроту зрения вблизи определяют по специальной таблице, которая рассчитана на расстояние 33 см от глаза. Если больной не видит верхний рад таблицы Головина — Сивцева, т. е. острота зрения меньше 0,1, то определяют расстояние, с которою он различает оптотипы первого ряда. Для этого исследуемого подводят ближе к таблице до тех пор, пока он не увидит первый ряд, и отмечают расстояние, с которого он различил оптотипы данного ряда. Иногда пользуются разрезными таблицами с оптотипами первого рада, которые приближают к больному.

О наличии зрения у новорожденного можно судить

по прямой и содружественной реакциям зрачков на свет, при внезапном освещении глаз — по общей двигательной реакции и смыканию век. Со второй недели новорожденный реагирует на появление в поле зрения ярких предметов поворотом глаз в их сторону и может кратковременно следить за их движением. В 1—2 месяца ребенок достаточно долго фиксирует двигающийся предмет обоими глазами. С 3—5 месяцев форменное зpeниe можно проверить с помощью ярко-красною шарика диаметром 4 см, а с 6—12 месяцев — шариком такого же цвета, но диаметром 0,7 см. Располагая его на различных расстояниях и привлекая внимание ребенка раскачиванием шарика, определяют остроту зрения. Незрячий ребенок реагирует только на звуки и запахи.

Можно ориентировочно проверить остроту зрения, которая имеет решающее значение при профотборе, трудовой и военной экспертизе.

Острота зрения может понижаться в зависимости от многих причин. Их можно разделить на три группы.

  • Самая частая причина
    — это аномалия рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). В большинстве случаев острота зрения повышается или корригируется полностью с помощью очковых стекол.
  • Вторая причина понижения зрения
    — помутнение преломляющих прозрачных структур глаза.
  • Третья причина
    — заболевания сетчатки и зрительного нерва, проводящих путей и зрительных центров.

Следует отметить также, что в течение жизни острота зрения изменяется, достигая максимума (нормальных величин) к 5— 15 годам и затем постепенно снижаясь после 40—50 лет.

—-

Статья из книги: Глазные болезни. Полный справочник | Передерий В.А.

Статья:

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.
В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха. Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу. При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами. У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Методы обследования глаз

Обследование глаз

включает точное определение остроты зрения и рефракции пациента, измерение внутриглазного давления, проведение осмотра глаза под микроскопом (биомикроскопию), пахиметрию (измерение толщины роговицы), эхобиометрию (определение длины глаза), ультразвуковое исследование глаза (В-скан), компьютерную кератотопографию и тщательное исследование сетчатки (глазного дна) с широким зрачком, определение уровня слезопродукции, подробное исследование поля зрения пациента. При необходимости объём обследования может быть расширен.

Как правило, врач начинает обследование с получения от Вас информации о состоянии здоровья и о семейных заболеваниях. Затем врач, вероятнее всего, попросит вас назвать буквы или цифры, на которые он укажет в таблице, состоящей из расположенных рядами и постепенно уменьшающихся в размере букв и цифр. Она позволяет определить остроту центрального зрения.

Если вы носите контактные линзы, то будет проверено зрение в настоящее время. Кроме того, с помощью специального инструмента, называемого линзометром, врач проверит ваши очки, чтобы подтвердить, правильно ли был выписан рецепт.

Если тест по таблице покажет, что вам необходимо подобрать рецепт или прописать контактные линзы, врач измеряет нарушение рефракции, или фокусировки глаз, с помощью инструментов, которые содержат набор контактных линз разной силы. Чтобы подтвердить показания и выяснить, какие линзы обеспечивают наилучшее зрение, вам дадут для проверки линзы различной силы.

Обследование периферического зрения

Обследование глаз снаружи

Проверка координации зрения

Биомикроскопия

Исследование расширенного зрачка

Обследование глазного дна

Данные исследования естественной и корригированной остроты зрения

с помощью щелевой лампы следует оценить по символам таблиц Снеллена или Сивцева. Если больной не может различить большие буквы, то зрение оценивают по определению количества пальцев. Затем определяют восприятие больным движений пальцев и, наконец, способность различать свет от темноты.

Определение полей зрения

проводят с помощью противопоставляющего исследования, с помощью которого можно оценить приблизительную степень потери полей зрения.

Исследование реакции зрачка на свет

(непрямой и непроизвольной) позволяет оценить состояние зрительного тракта. Отсутствие прямого светового рефлекса наблюдается при одностороннем поражении зрительного нерва и окклюзии центральной артерии сетчатки.

У больного с глаукомой выявляется дугообразная скотома (изолированная область, в которой зрение ослаблено или отсутствует по ходу нервных волокон, по краям диска зрительного нерва). Центральная скотома может наблюдаться при неврите зрительного нерва. Битемпоральная гемианопия/гомонимная гемианопия (выпадение правых или левых половин полей зрения) и квадрантная гемианопия (выпадение одного квадранта поля зрения одного или обоих глаз) наблюдается у больных с неврологической патологией.

Внутриглазное давление

, как правило, измеряется с помощью бесконтактного тонометра. При необходимости измерение внутриглазного давления проводится контактным тонометром Маклакова или тонометром Гольдмана. Для исключения глаукомы возможно проведение компьютерной периметрии, то есть исследование полей зрения.

Перед любым оперативным вмешательством проводится рефракционное обследование

, которое включает в себя: определение остроты зрения без коррекции и с оптимальной коррекцией, биомикроскопию, офтальмоскопию, тонометрию, рефрактометрию (при помощи авторефрактометра), компьютерную топографию роговицы на компьютерном топографе ,ультразвуковую биометрию, ультразвуковую пахиметрию. Полученные при диагностики данные используются хирургом при проведении эксимер-лазерной коррекции.

Перед проведением рефракционной операции пациентам проводится пахиметрия

прибором измерения толщины роговицы, которая позволяет рассчитать максимально допустимую глубину воздействия лазера, что в случаях очень высокой степени миопии определяет, насколько полно возможно провести коррекцию.

Проведению любых микрохирургических или лазерных вмешательств предшествует полное комплексное компьютерное диагностическое обследование зрения

. Обследование выявляет спектр существующих проблем и определит тактику лечения.

Любое заболевание органов зрения требует особого подхода в лечении, в том числе и на стадии определения диагноза. Многие офтальмологические заболевания имеют схожие симптомы, поэтому ставить диагноз и тем более определять степень заболевания без тщательного осмотра при помощи специализированного оборудования не под силу даже опытным профессионалам. На ранней стадии диагностику желательно проводить в плановом режиме. Ниже размещена краткая информация об основных методиках диагностики заболеваний глаз.

Визометрия

– проверка зрения посредством специальных таблиц и пробных линз. В настоящее время их место постепенно занимают более современные проекторы и фороптеры. Данное исследование субъективно, так как во многом зависит от состояния органов зрения и организма в момент проведения диагностики. Одной из разновидностей визиометрии является подбор очковых линз.

Авторефрактометрия

– исследование рефракции и силы кривизны роговицы глаза, производимое при помощи автоматического рефрактокератометра. Использование данного прибора позволяет полностью автоматизировать процесс. Всё, что требуется от пациента – смотреть на специальную метку, тем самым удерживая голову в статичном положении.

Кератометрия

– измерение кривизны передней поверхности роговицы. Данное исследование применяется для расчета оптической силы искусственного хрусталика, а также позволяет обнаружить и измерить астигматизм. Ранее кератометрия производилась вручную при помощи линейки, однако в нашем центре для проведения данного исследования используется специальный прибор — кератомер.

Тонометрия

– измерение внутриглазного давления. Используется для диагностики глаукомы и нарушений в работе глазного нерва. Методика тонометрии проста: сначала в глаз пациента вводятся капли, снижающие чувствительность роговицы, а затем к её поверхности прикладывается офтальмологический тонометр. Прибор оказывает на роговицу небольшое давление, а результатом исследования является её обратное сопротивление.

Пахиметрия

– измерение толщины роговицы в различных ее точках. Исследование проводится при помощи ультразвукового воздействия. Служит для диагностики дистрофии роговицы и активно применяется перед лазерной коррекцией и для оценки состояния глаз после пересадки роговицы.

Биомикроскопия

– визуальное исследование роговицы, хрусталика, радужки и другие части глаза путем создания контраста между освещенными и неосвещенными участками. Позволяет оценить состояние оптических сред, кровеносных сосудов и зрительных нервов.

Офтальмоскопия

– наиболее распространенное обследование при помощи щелевой лампы, в ходе которого производится осмотр глазного яблока и придаточного аппарата глаза. Проводится с целью диагностики заболеваний роговицы, радужки, хрусталика и стекловидного тела.

Гониоскопия

— исследование угла передней камеры при помощи щелевой лампы и гониоскопа – специального прибора, представляющего собой систему зеркал. Проводится с целью обнаружения патологий угла передней камеры (опухоли, инородные тела и др.)

Кератотопография

– исследованные глаза путем сканирования его поверхности, основной целью которого является определение сферичности роговицы. Сканирование производится при помощи лазерного луча, а результаты представляет собой топографическую «карту», на которой участки различной высоты обозначены разными цветами.

Критическая частота слияния мерцаний

– метод исследования, применяющийся для диагностики патологических процессов в зрительной системе. КЧСМ позволяет определить степень усталости глаза на основе функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора и центральной нервной системы, а также степень инертности психических процессов.

К списку методик

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]