Методы определения монокулярной слабости зрения

Большую часть информации об окружающем мире мы получаем через органы зрения. Четко видеть предметы и ориентироваться в пространстве можно только при условии согласованной работы обоих глаз. При монокулярном зрении объекты, попавшие в зону видимости человека, воспринимаются только одним глазом, что является причиной целого ряда искажений, поскольку в норме две картинки соединяются в одну, и мозг формирует точное, правильное изображение. Об особенностях заболевания, его разновидностях, используемых способах диагностики и возможных вариантах лечения вы узнаете из данного обзора.

Монокулярное зрение при близорукости – определение и характер заболевания

Зрительная система здорового человека является бинокулярной или стереоскопической. Она формирует в мозгу объемное изображение, которое, в свою очередь, отвечает за качественное расположение объектов в зоне видимого пространства.

Картинка, полученная одним глазом, не дает полного представления о форме, высоте, ширине предмета.

Бинокулярное зрение характерно не только для людей, но и для рыб, птиц, всех млекопитающих.

Зрительная функция, при которой движущиеся и статичные предметы увидены могут быть только одним глазом, является патологической. Для него характерно сужение границ поля отображения объектов, отсутствие трехмерного восприятия, отдаленные объекты могут «теряться» в тумане.

Есть два типа монокулярного зрения:

  1. Информация в мозг поступает постоянно только от одного глаза.
  2. Человек видит то левым, то правым глазом попеременно.

Чтобы органы зрения функционировали правильно, нужна согласованная работа всех глазных мышц, правильное расположение органов зрения во фронтальной и горизонтальной плоскостях, нормальная острота зрения, равные размеры изображений на сетчатке двух глаз. Важна также прозрачность хрусталика, роговицы, стекловидного тела, отсутствие проблем в отделах мозга, отвечающих за правильное формирование изображений.

Что такое монокулярное и бинокулярное зрение?

Чтобы ориентироваться в пространстве и видеть четко, необходима синхронизированная, слаженная работа обоих глаз. Способность видеть картинку обоими глазами одновременно называется бинокулярным зрением. В отличие от него, существует и монокулярное зрение, когда субъект может видеть окружающие предметы каждым глазом отдельно.

Зрение монокулярного типа характерно для птиц, рыб и некоторых животных. Они способны воспринимать визуальную информацию каждым глазом в отдельности. Это один из инструментов, заложенных природой, помогающий живым существам выживать. При подобном видении картинка получается достаточно плоской: животное способно оценить размеры предмета и его форму. Но за счет такой особенности увеличивается угол обзора, что помогает увидеть потенциальную угрозу со стороны хищников. Известно, что угол обзора птиц достигает 300 градусов: глаза, расположенные по бокам позволяют им видеть объекты не только спереди и сбоку, но даже сзади. В норме такое зрение встречается у всех птиц, за исключением некоторых видов. Для человека же подобный тип восприятия не характерен и считается патологическим.

В норме человеческое зрение бинокулярно. То есть мы способны распознавать предметы и выстраивать визуальную картинку, задействуя оба глаза одновременно. При этом мы видим трехмерное изображение: человеческие глаза распознают не только формы и размеры, но и расположение предмета в пространстве по отношению к другим объектам. Благодаря этому мы различаем, как далеко находится от нас объект, объемный он или плоский. Но встречаются и патологии зрения, при которых наблюдается монокулярное видение. Оно бывает двух видов. В первом случае человек способен видеть только одним глазом — левым или правым. Другой вариант — попеременное видение, чаще всего оно встречается при диплопии. Травмы и врожденные заболевания являются основными причинами подобного явления.

Бинокулярное зрение начинает формироваться у ребенка с 3-4 месяцев и заканчивает формирование к 12 годам. Если развитие происходит с опозданием, то велик риск развития косоглазия: органы зрения двигаются не одновременно, ребенок не может сфокусироваться обоими глазами на предмете. Если на фоне этого есть другие отклонения зрения, как астигматизм, миопия или дальнозоркость, вероятность появления косоглазия повышается.

Современные методы офтальмологии позволяют восстановить бинокулярное видение. Так, существуют хирургические и нехирургические способы. Первый подразумевает регулярное выполнение специальных упражнений, направленных на развитие и укрепление глазных мышц, ношение корригирующих очков, соблюдение режима. Второй — оперативное вмешательство, когда другие методы оказываются неэффективны.

Виды косоглазия

Помимо способности видеть только одним глазом в принципе или двумя, но попеременно, медики выделяют следующие типы монокулярного зрения:

Монокулярное косоглазие – в данном случае зрительная функция бинокулярной быть не может, поскольку нарушается параллельность расположения зрительных осей.


Движения глазных яблок между собой не согласованы, поэтому один глаз начинает косить в сторону.

Он почти не принимает участия в процессе зрения, при отсутствии лечения начинает видеть все хуже и хуже.

Монокулярная диплопия (или двоение изображения) – видит человек разными глазами, но пара картинок не соединяется в общий образ. Диплопия развивается по разным причинам, которые далеко не всегда связаны с офтальмологическими недугами или системными заболеваниями. Она бывает врожденной и приобретенной. Провоцирующие факторы – механическая травма, проблемы с ЦНС, пр.

Преходящая монокулярная слепота – глазное заболевание сопровождается временной слепотой. Продолжается состояние недолго – пару секунд или до нескольких минут. Слепота развивается в результате поражений глазного нерва, сетчатки, проблем с сосудами головного мозга.

При альтернирующем косоглазии человек может попеременно видеть то правым, то левым глазом.

Устройство микроскопа и правила работы с ним

Микроскоп — это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.

Разрешающая способность и увеличение не одно и тоже. Если с помощью светового микроскопа получить фотографии двух линий, расположенных на расстоянии менее 0,2 мкм, то, как бы не увеличивать изображение, линии будут сливаться в одну. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.

Различают полезное и бесполезное увеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Бесполезное — это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения. Например, если изображение, полученное с помощью микроскопа (полезное!), увеличить еще во много раз, спроецировав его на экран, то новые, более тонкие детали строения при этом не выявятся, а лишь соответственно увеличатся размеры имеющихся структур.

В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы, на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света. Наиболее распространены световые биологические микроскопы: БИОЛАМ, МИКМЕД, МБР (микроскоп биологический рабочий), МБИ (микроскоп биологический исследовательский) и МБС (микроскоп биологический стереоскопический). Они дают увеличение в пределах от 56 до 1350 раз. Стереомикроскоп (МБС) обеспечивает подлинно объемное восприятие микрообъекта и увеличивает от 3,5 до 88 раз.

В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую (рис. 1). К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство (конденсор с диафрагмой и светофильтром, зеркало или электроосветитель).


Рис. 1. Устройство световых микроскопов:

А — МИКМЕД-1; Б — БИОЛАМ.

1- окуляр, 2- тубус, 3- тубусодержатель, 4- винт грубой наводки, 5- микрометренный винт, 6- подставка, 7- зеркало, 8- конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9- предметный столик, 10- револьверное устройство, 11- объектив, 12- корпус коллекторной линзы, 13- патрон с лампой, 14- источник электропитания.

Объектив — одна из важнейших частей микроскопа, поскольку он определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами, число которых может быть различным. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40. Качество объектива определяет его разрешающая способность.

Окуляр устроен намного проще объектива. Он состоит из 2-3 линз, вмонтированных в металлический цилиндр. Между линзами расположена постоянная диафрагма, определяющая границы поля зрения. Нижняя линза фокусирует изображение объекта, построенное объективом в плоскости диафрагмы, а верхняя служит непосредственно для наблюдения. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новых деталей строения, и в этом отношении их увеличение бесполезно. Таким образом, окуляр, подобно лупе, дает прямое, мнимое, увеличенное изображение наблюдаемого объекта, построенное объективом.

Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.

Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В лабораториях с рассеянным светом используют вогнутое зеркало.

Электроосветитель устанавливается под конденсором в гнездо подставки.

Конденсор состоит из 2-3 линз, вставленных в металлический цилиндр. При подъеме или опускании его с помощью специального винта соответственно конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект.

Ирисовая диафрагма расположена между зеркалом и конденсором. Она служит для изменения диаметра светового потока, направляемого зеркалом через конденсор на объект, в соответствии с диаметром фронтальной линзы объектива и состоит из тонких металлических пластинок. С помощью рычажка их можно то соединить, полностью закрывая нижнюю линзу конденсора, то развести, увеличивая поток света.

Кольцо с матовым стеклом или светофильтром уменьшает освещенность объекта. Оно расположено под диафрагмой и передвигается в горизонтальной плоскости.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубуса, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.

Подставка — это основание микроскопа.

Коробка с микрометренным механизмом, построенном на принципе взаимодействующих шестерен, прикреплена к подставке неподвижно. Микрометренный винт служит для незначительного перемещения тубусодержателя, а, следовательно, и объектива на расстояния, измеряемые микрометрами. Полный оборот микрометренного винта передвигает тубусодержатель на 100 мкм, а поворот на одно деление опускает или поднимает тубусодержатель на 2 мкм. Во избежание порчи микрометренного механизма разрешается крутить микрометренный винт в одну сторону не более чем на половину оборота.

Тубус или трубка — цилиндр, в который сверху вставляют окуляры. Тубус подвижно соединен с головкой тубусодержателя, его фиксируют стопорным винтом в определенном положении. Ослабив стопорный винт, тубус можно снять.

Револьвер предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчиваются в его гнезда. Центрированное положение объектива обеспечивает защелка, расположенная внутри револьвера.

Тубусодержатель несет тубус и револьвер.

Винт грубой наводки используют для значительного перемещения тубусодержателя, а, следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении.

Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата. В середине столика имеется круглое отверстие, в которое входит фронтальная линза конденсора. На столике имеются две пружинистые клеммы — зажимы, закрепляющие препарат.

Кронштейн конденсора подвижно присоединен к коробке микрометренного механизма. Его можно поднять или опустить при помощи винта, вращающего зубчатое колесо, входящее в пазы рейки с гребенчатой нарезкой.

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив 8- в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте — точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Микроскоп биологический стереоскопический МБС-1 (рис. 2) дает прямое и объемное изображение объекта в проходящем или отраженном свете. Он предназначен для изучения мелких объектов и препарирования их, так как имеет большое рабочее расстояние (расстояние от покровного стекла до фронтальной линзы).

Рис. 2. Устройство микроскопа МБС-1:

1- окуляр, 2- винт грубой наводки, 3- подставка, 4- зеркало, 5- предметный столик, 6- стойка, 7- оптическая головка, 8- объектив, 9- рукоятка переключения увеличения, 10- бинокулярная насадка, 11- лампа.

Основная часть микроскопа — оптическая головка. В нижнюю часть ее вмонтирован объектив, состоящий из системы линз, которые можно переключать при помощи рукоятки и этим менять увеличение. Увеличения объектива обозначены цифрами на рукоятке — х0,6, х1, х2, х4, х7. На корпусе головки имеется точка. Для установки нужного увеличения объектива надо цифру на рукоятке совместить с точкой на корпусе головки.

На верхнюю часть головки установлена бинокулярная насадка. Окуляры имеют увеличения х6, х8, х12,5. Для установки удобного для глаз расстояния между окулярами надо раздвинуть или сдвинуть тубусы.

К задней стенке корпуса головки прикреплен кронштейн с реечным механизмом передвижения. Подъем и опускание корпуса головки осуществляется вращением винта. Кронштейн надет на стойку, прикрепленную к подставке.

Для работы в проходящем свете, в корпус подставки вмонтирован отражатель света, с зеркальной и матовой поверхностями. С передней стороны корпуса имеется окно для доступа дневного света. Для искусственного освещения предназначена лампа, которую вставляют или в отверстие с задней стороны корпуса (для проходящего света), или в кронштейн, укрепленный на объективе (для отраженного света).

Столик установлен в круглом окне на верхней поверхности корпуса подставки. Он может быть либо стеклянным (при проходящем свете), либо металлическим, с белой и черной поверхностями (при отраженном свете).

Симптомы

При монокулярном зрении пациент получает информацию об окружающем мире, форме видимого объекта, его размерах, высоте, ширине в искаженной форме, поскольку видеть мир объемно, корректно позволяет только стереоскопическое зрение. Преимущества бинокулярного зрения:

  • пространственность изображения, объемность, рельефность;
  • расширение границ зрения;
  • улучшение остроты зрительной функции (для бинокулярности характерна бинокулярная суммация – зрительная функция двух глаз всегда выше, чем каждого по отдельности);
  • определение дистанции между видимыми объектами.

Данные преимущества важны на бытовом уровне и в целом ряде профессий. Человек с монокулярным зрением профессиональным шофером, летчиком, врачом-хирургом быть не может. Монокулярное зрение – серьезная патология, которая требует комплексной диагностики и правильного лечения.

Монокулярное зрение часто является симптомом серьезного системного заболевания. Нужна тщательная глубокая диагностика.

Методы диагностики

Для определения монокулярного зрения используются разные способы, некоторые из которых можно проводить самостоятельно. Рассмотрим их.

Опыт Соколова

Другое название теста на косоглазие – проверка бинокулярности с дырой в ладони. Возьмите небольшой лист бумаги, сделайте из него подобие подзорной трубы и приставьте ее к больному глазу. Левую руку разверните ладонью к лицу, разместив ее от левого глаза на расстоянии около 15 см.


Если зрение бинокулярное, в ладони будет видно отверстие, через которое просматривается та же картинка, которая видна в бумажной трубке. При наличии патологических изменений со стороны зрительной системы «дыры» в ладони не будет.

Эксперимент с чтением

Возьмите ручку/карандаш и книгу. Ручку разместите на фоне открытых страниц книги таким образом, чтобы она закрывала строчки на листе. Начинайте читать закрытые строчки – если у вас получится делать это без «подглядываний», все в порядке, зрение нормальное, бинокулярное. Если приходится подсматривать, или просто не получается ничего прочесть, есть нарушения, можно говорить о монокулярной зрительной функции.

Способ Кальфа

Способ Кальфа – это проба с промахиванием. Возьмите пару тонких длинных предметов вроде карандаша. Первый держите горизонтально в правой руке, а второй вертикально в левой. Разведите руки в разные стороны и постарайтесь соединить концы карандашей. При монокулярной патологии человек всегда промахивается, поскольку не может дать точную оценку дистанции между предметами, объемности изображения. О профилактике близорукости у детей читайте по этой ссылке.


Пробу с промахиванием тоже легко можно выполнить самостоятельно в домашних условиях. При необходимости дополнительную диагностику потом можно будет провести в офтальмологическом кабинете. Про коррекцию близорукости лазером расскажет эта статья.

Четырехточечный цветотест

Данную методику используют врачи-офтальмологи, поскольку она предполагает необходимость точной расшифровки значений. Для теста берут – красный, белый и пара зеленых. Пациент надевает очки с зеленой и красной линзами и начинает смотреть через них на разноцветные объекты. Если зрение бинокулярное, обследуемый видит только красные и зеленые предметы, белый цвет он воспринимает как зелено-красный (или красно-зеленый в зависимости от ведущего глаза). При монокулярности оттенок шарика совпадает с цветом линзы. Данная методика является высокоточной и может использоваться для постановки диагноза.

Проба с призмой

Для теста нужна призма с силой от 8 до 10 дптр. Врач подставляет призму к одному из глаз на 20-30 секунд, наблюдая при этом за вторым глазом. Потом призма убирается, окулист смотрит на движения ранее прикрытого глаза. За 20-30 секунд призма незначительно изменяет направление световых лучей, в результате чего изображение на сетчатке смещается. Когда призма из поля видения исчезает, картинка двоится, пока яблоко не приобретет исходную форму.

А произойдет это только в том случае, если развито нормальное бинокулярное зрение. При монокулярном взгляд будет блуждающим. Исследование нужно проводить на обоих глазах, чтобы определить ведущий. Бинокулярное зрение восстанавливают различными методами (операция, терапия, гимнастика для глаз), выбор которого осуществляется с учетом конкретного недуга. Врач должен определить точную причину отсутствия пространственного видения. Про лечение скрытого косоглазия у детей и взрослых расскажет этот материал.

Проба с призмой – оптимальный метод диагностики монокулярности в детском возрасте.

Методы определения монокулярной слабости зрения

Методы определения монокулярной слабости зрения

Описание

В основе методов выявления этого вида симуляции лежит создание иллюзии у испытуемого, когда определяют зрение мнимослепого глазa
, а обследуемому кажется, что он видит здоровым. Это достигается с помощью использования физиологических особенностей органа зрения. Известно, что зрительный анализатор при одинаковой четкости и яркости изображения не способен различать правые и левые изображения. Человек всегда убежден, что видит предметы, находящиеся справа — правым, а слева — левым глазом. Можно создать такие условия, при которых правый глаз будет видеть предметы, находящиеся слева, и наоборот. Для этой цели был предложен ряд приборов.

1. Прибор, предложенный Bertele

, в ящике длиной 35 см с одной стороны делают отверстия для глаз, а с противоположной вставляют объекты для исследования зрения (буквы, цифры, знаки, рисунки) . В середине ящика вставлена перегородка с тремя отверстиями (одно посередине и два по бокам). С помощью специального приспособления можно закрыть среднее (в) или сразу два боковых (а-с). Если закрыть среднее отверстие и смотреть обоими глазами через боковые отверстия на вставленные знаки, то действительно, Правый глаз видит правую половину, а левый — левую, как показано на рисунке пунктиром. Если же закрыть боковые отверстия и оставить открытым одно среднее, зрительные оси изменят свое направление, глаза конвергируют и правый будет видеть левую половину таблицы, а левый — правую (как показано на рисунке штрихами). Симулянт же, не зная этих особенностей, будет читать знаки мнимослепым или амблиопичным глазом, считая, что он читает здоровым глазом.

За полчаса до исследования (определив остроту зрения и рефракцию), закапывают в один глаз — каплю эзерина, а в другой — дистиллированной воды и затем исследуют зрение

. Если испытуемый показывает прежнею остроту зрения, как и при бинокулярном исследовании, симуляция обнаружена, ибо теперь нормальный глаз, благодаря спазму аккомодации, сделался миопическим и, конечно, не может иметь остроту зрения, которую давал до инсталляции эзерина. Чтение знаков таблицы таким образом производится худшим глазом, на котором симулировалась адблиопия. Тот же опыт можно провести с атропином, но тогда исследуют зрение не при помощи таблиц, а дают читать мелкий шрифт,
2. Определение симуляции слепоты с помощью стереоскопа
. В последний вставляют две дополняющие друг друга картинки, например: для правого глаза на картинке изображена клетка, а для левого — птица. Нормальные глаза, глядя в стереоскоп, увидят птицу, сидящую в клетке; если же один глаз слеп, будет видна или клетка или птица {в зависимости от того, какой глаз лишен зрения) . Этот опыт можно варьировать, заменяя одни картинки другими или целыми фразами, например, для левого глаза: «я вижу», а для правого: «хорошо». Если исследуемый прочтет всю фразу, значит, он смотрит двумя глазами, иначе он прочел бы или «я вижу» или слово «хорошо» .

3. Использование стекол различной оптической силы

При проведении этой группы методов необходимо тщательно наблюдать за испытуемым

, так как иногда для самоконтроля больной закрывает здоровый или больной глаз, что затрудняет оценку.

Для создания благоприятных условий для исследования желательно начинать определение зрения со здорового глаза.

В пробную оправу перед глазом, зрение которого по жалобам испытуемою понижено, помещают слабую линзу

(-0,26Д) , а перед здоровым глазом — выпуклое стекло (14 Д) . Затем исследуемому предлагают прочесть пробные знаки. Если он справится с поставленной задачей, значит он симулирует частичную потерю зрения.

Врач проводит полную коррекций зрении обследуемом

у, затем у него создают иллюзию, что проводится исследование только здорового глаза.

Для этого в пробную оправу веред здоровым глазом вставляют линзу -1,0 Д и спрашивают больного «Правда, что он сейчас стал хуже видеть предлагаемые тесты?». Затем помещают 1,0-2,0 Д и демонстрируют знаки для проверки остроты зрения и спрашивают испытуемого: «А сейчас еще хуже, правда?». Определяют При этом остроту зрения амблиопичного глаза. Затем снимают стекло и спрашивает: «Теперь лучше видите?». Симулянт ответит, что зрение улучшилось.

4. Определение симуляции с помощью цветных стекол

Обследуемому надевают очки с красным стеклом перед здоровым глазом и с зеленым перед мнимослепым

. Затем на листе белой бумаги пишут красным карандашом несколько слов (букв) или его фамилию и Предлагают прочесть написанное, Если испытуемый читает, он делает это глазом, перед которым поставлено зеленое стекло, т.е. тем, который по его заявлению слеп или сильно амблиопичен и раньше он не мог им читать, так как здоровый глаз через красное стекло не может видеть написанное красным карандашом на белой бумаге.

Объектом исследования служит таблица с черным фоном

, на которой изображены буквы разной величины, окрашенные в красный, зеленый и белый цвет. Обследуемому Надевают очки с красным стеклом перед здоровым глазом и серым Перед якобы слепым. При действительной слепоте на этот глаз он прочтет только красные и белые буквы. Если он читает и зеленые, то это можно сделать только амблиопичным глазом. При этом исследовании определяется не только симуляция амблиопии, но и острота зрения этого глаза, так как буквы имеют различную величину, соответствующую Снеленновским таблицам.

Существуют особого рода таблицы, на которых буквы состоят из двух частей, дополняющих друг друга

(обе части вместе составляют одну букву, а одна часть отдельно — другую, например, буква Р черная, а красным цветом К ней приставлен крючок, так что в целом получается буква В, или к черной букве Г приставлена дополнительная красная палочка и в целом образуется букве П и т.п.) . Если перед зрячим глазом оставить красное стекло, а перед якобы слепым серое, испытуемый прочтет только ту букву, которая имеет черную окраску. Если же он читает полную букву, значит он видит ее «слепым» глазом и этим обнаруживает свою симуляцию.

При помощи цветных стекол также можно определить не только симуляцию, но и остроту зрения

. В основе исследования лежит свойство цветных стекол: окрашенное стекло пропускает только те лучи солнечного спектра, которые соответствуют или близко подходят к его окраске. Все остальные цвета задерживаются и принимают черный или темно-серый цвет. Поэтому, если смотреть на красные и зеленые буквы, нарисованные на белом фоне, через красное стекло, то первые исчезают, так как они сливаются теперь с красным фоном, а вторые видны в виде черных букв, на черном же фоне исчезают зеленые буквы, так как они делаются черными как фон таблицы, видны только красные буквы. Если смотреть на те же таблицы через зеленое стекло, то на белом фоне исчезают зеленые буквы, на черном — красные. Успешное выполнение данного упражнения зависит от соответствия цвета стекла и цвета знаков.

Важное место в определении симуляции и аггравации занимает дифференциальная диагностика с такими патологическими состояниями нервной системы как

истерия, невроз и другие, при которых возникает невольное преувеличение действительных явлений или обобщение мнимых нарушений.

В ряде случаев травмы органа зрения, черепа приводят к развитию посттравматического невроза, поэтому очень важно своевременно выявить наличие патологического состояния

. При симуляции посттравматических изменений отмечается отчетливая тенденция к сохранению и повторению вымышленных симптомов, для посттравматического невроза характерно то, что наряду с явлениями регрессии возникает стремление улучшить состояние .

Довольно сложно отграничить от вымышленного заболевания истерию, которая может привести к ложной слепоте одного или обоих глаз, двоению изображений, множественным изображениям, изменениям в поле зрения и др.

Дифференциация истерии от вымышленных заболеваний глаз основывается на следующих принципах:

1. Симулянт старается

ввести в заблуждение других, но не себя, а больной подсознательно и без цели вводит в заблуждение и себя и других.

2. При наблюдении за симулянтом отмечается

, что он часто выполняет свою роль с некоторым напряжением, а когда его якобы оставляют одного, уменьшается напряженность, вызванная самозащитой и самоконтролем. Больные истерией сохраняют напряженность и не будучи под наблюдением.

3. Симулянт старается избежать различных исследований

, а больной охотно, с радостью подвергается исследованиям и даже испытывает удовольствие от демонстрации своих страданий.

4. Если симулянту доказать

, что явления мнимые, а повреждения намеренные, это вызовет сильное смущение либо твердую защиту мнимых жалоб, в то время как больной истерией с радостью принимает сообщение об улучшении состояния.

Ситуационные задачи

Задача 1.

Слесарь 43 лет жалуется на снижение зрения правого глаза, что, по его мнению, метает выполнять ему прежнюю работу. Причиной слепоты считает полученную год назад производственную травму правого Глаза, в связи с чем настаивает на установлении группы инвалидности.

При проверке показывает остроту зрения правого глаза -левого — 1,0.

Объективно: рефракция обоих глаз эмметрическая. При осмотре правого глаза патологии не выявлено, Левый глаз здоров.

Какие методы для определения истинной остроты зрения Вы будете использовать?

Задача 2.

Больная 23 лет, чертежница, 3 мес назад на работе случайно уколола циркулем левый глаз. В настоящее время отмечает снижение зрения левым глазом.

При объективном исследовании выявлена острота зрения правого глаза-1,0, левого — счет пальцев у лица.

Правый глаз здоров.

Левый глаз. На роговице на б часах определяется округлое помутнение в виде «облачка». Передняя камера умеренной глубины, содержимое прозрачное. Рисунок радужной оболочки не изменен. Хрусталик прозрачный. На глазном дне: диск зрительного нерва (ДЗН) бледно-розового цвета, границы четкие, калибр сосудов не изменен.

Как Вы определите остроту зрения мнимослепого глаза?

Задача 3

. Больная 30 лет отмечает потерю зрения обоих глаз после черепно-мозговой травмы перенесенной 2 года назад.

При проверке Показывает остроту зрения правого глаза — 0, левого глаза — 0.

При объективном осмотре обоих глаз: роговица прозрачная, передняя камера умеренной глубины, зрачки широкие, d = 0,8 мм, на свет не реагирует. Хрусталик прозрачный. На глазном дне патологии не выявлено.

При наблюдении за поведением отмечается напряженность, больная ходит с протянутыми руками, «натыкается» на предметы. При наложении на глаза повязки действия становятся еще более неуверенными.

Больная неохотно соглашается на проведение исследований.

Ваша тактика. Какие методы Вы примените для постановки окончательного диагноза?

—-

Статья из книги: Методы определения симуляций остроты зрения | Жабоедов Г. Д., Скрипник Р. Л.

Лечение – как исправить зрение

Если у человека плохое бинокулярное зрение, это часто становится причиной развития косоглазия. Заболевание диагностируется у детей и взрослых. Для коррекции применяются такие методики как диплоптика и ортоптика – система методов, направленных на восстановление нормального бинокулярного зрения и лечения косоглазия. Про миопию высокой степени узнайте здесь.

Работу специальных бинокулярных клеток первым исследовал физиолог Хьюбел (США), которому была дана Нобелевская премия за его открытия.

Главная цель лечения – соединение картинок, получаемых с двух глаз, для нормализации бинокулярной зрительной функции. Для этого используется аппарат синоптофор – он дает раздельное представление частей рисунка и стимулирует глаза объединять их воедино. С учетом угла косоглазия специалист изменяет локализацию окуляров. Когда пациент научится соединять глазами картинки, можно будет проводить направленное на закрепление результатов лечение.

Диплоптика – завершающий этап в лечении косоглазия.


Он показан детям старше двух лет и взрослым.

Суть диплоптики – вызвать двоение предмета и развить тем самым способность к самостоятельному восстановлению бинокулярного зрения. Перед глазами врач устанавливает призматическое стекло, которое вызывает двоение. Когда стекло убирают, зрение начинает потихоньку восстанавливаться. В ходе терапии призмы меняют. Заключительный этап восстановления бинокулярного зрения – гимнастика и витамины для зрения. Про электростимуляцию глаз у детей читайте тут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: