Кабинет охраны зрения — «тренажерный зал» для глаз


Кабинет охраны зрения — «тренажерный зал» для глаз

В рамках салонов «Оптики Кронос» работает несколько «тренажерных залов» — Кабинетов охраны зрения, где каждый аппарат предназначается для тренировки определенных зрительных функций.

Кому показано посещение Кабинета охраны зрения? Спойлер: большинству детей!

Занятия в Кабинете охраны зрения показаны, прежде всего, детям, так как все дети находятся в группе риска по прогрессированию близорукости (плохому зрению на дальних расстояниях). Важно понимать, что в детском возрасте стремительное развитие многих заболеваний глаз можно остановить. Частью программы по восстановлению и улучшению зрения является аппаратное лечение — регулярные тренировки для глаз, которые вместе с правильной коррекцией зрения с помощью очков, дают положительные результаты. Тренировки эти (как и в хороших спортивных школах, кстати) составляются по индивидуальным программам.

Очень часто тренировки показаны и тем детям, которые не носят очки, ведь все без исключения современные школьники получают колоссальные зрительные нагрузки. Повсеместное распространение смартфонов и планшетных компьютеров приводит к тому, что с каждым годом неуклонно растет число случаев приобретенной близорукости.

Можно ли взрослым посещать кабинеты аппаратного лечения? Не поздно ли?

Взрослым также нужны тренировки, предназначенные для сохранения остроты зрения, ведь современный человек, как правило, более шести часов в день проводит за компьютером и различными гаджетами.

Как узнать о необходимости посещения Кабинета охраны зрения?

Вы можете записаться на проверку зрения в любой удобный вам салон «Оптики Кронос»: Записаться на прием к врачу

Адреса салонов «Оптики Кронос», в которых работают Кабинеты охраны зрения можно посмотреть здесь. Проверить зрение вы можете в любом из 76 салонов.

Что лечат в Кабинете охраны зрения?

В Кабинетах охраны зрения проводится аппаратное лечение различных нарушений рефракции: миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), амблиопия (синдром «ленивого глаза» — когда нет каких-либо органических причин, чтобы глаз не видел, а зрение все равно снижено), нарушение аккомодации (ложная близорукость), косоглазие.

На каких аппаратах производится тренировки глаз?

Для лечения используется самая прогрессивная техника. Например, аппарат «Синоптофор»

, применяемый для диагностики, лечения и предупреждения косоглазия, пришел на смену устаревшим аналогам и уже доказал свою эффективность.

Если существования в мире гаджетов нельзя избежать, то для профилактики близорукости можно применять тренировки на офтальмотренажоре-релаксаторе «Визотроник»

. Такие занятия показаны как при уже имеющихся проблемах со зрением, так и для их предотвращения. «Визотроник» относится к тем аппаратам, занятия на которых подходят и для детей, и для взрослых.

В первую очередь, аппарат «Визотроник» предназначается для тренировки глазных мышц, обеспечивающих аккомодацию, — то есть способность видеть на разных расстояниях. Упражнения на «Визотронике» комфортны и абсолютно безопасны. Все параметры прибора настраиваются непосредственно под вас или вашего ребенка. Наблюдение за процессом осуществляется с помощью удобного дисплея.

Аппарат магнитотерапии

помогает при воспалительных заболеваниях глаз, при кровоизлиянии в глаза, применяется при синдроме «ленивого глаза» и в комплексе с другими аппаратами для остановки прогрессирования близорукости.

Существует также Аппарат лазерной терапии

— применяется при дальнозоркости и синдроме «ленивого глаза».

Аппарат «Ручеек»

предназначается для тренировки глазных мышц и способности видеть на разных расстояниях.

Также широкое применение находят полуигровые методики с применением компьютерных программ — «Плеоптика», «Контур», «Eye» и другие. Форма игры помогает с легкостью усвоить рекомендации, способствующие адаптации зрительной системы к современным условиям жизни.

Сколько длится лечение в Кабинете охраны зрения?

Минимальный курс лечения в Кабинете охраны зрения — 10 процедур. 1 занятие длится 30-40 минут. Курс лучше всего повторять два раза в год.

Сколько стоят занятия в Кабинете охраны зрения?

Цена одной процедуры на аппарате «Синоптофор» составляет 199 руб. На «Визотронике» — 499 руб. Стоимость остальных процедур — от 120 до 200 руб.

Доклад «Охрана зрения» для дошкольников

Доклад «Охрана зрения дошкольников»

1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на зрение

Цель современного российского образования – всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья

В нашем дошкольном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 116» создано оптимальные условия для всестороннего развития и укрепления здоровья детей. Мы постарались создать максимально комфортные условия, направленные на развитие дошкольников .И в этой связи любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Подобный подход позволяет добиться высокой результативности воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В своей работе мы опираемся на статистический мониторинг здоровья детей. Мы тщательно изучаем и прорабатываем результаты мониторинга, вносим необходимые правки в программу обучения и развития детей, за счет чего гарантировано обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку; формируем положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Мы отчетливо пониманием, зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.

И наша задача, как детских специалистов, помочь детям сохранить здоровье органа зрения, сделать процесс обучения, игровые процессы максимально полезными и эффективными для профилактики нарушения зрения. Помочь детям с нарушением зрения улучшить состояние здоровья их органа зрения. В том числе, одна из ключевых задач – дать соответствующие рекомендации родителям для охраны зрения ребенка. У многих наших воспитанников имеются проблемы со зрением и осанкой. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.

Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.

Современные электронные девайсы также могут вредить состоянию органов зрения ребенка, если не соблюдать специальные правила по использованию компьютеров, планшетов и других устройств с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Безусловно, занятия или игра за планшетом, компьютером или другим электронным устройством способствуют, в определенной степени, умственному развитию ребенка, но важно заботиться о физическом здоровье. Но критично важно соблюдать правила, которые определяют возможное количество времени, которое ребенок, в том или ином возрасте может без вреда для здоровья проводить за электронным девайсом.

Поэтому рекомендации по использованию современных гаджетов мы также представим в процессе раскрытия темы охраны зрения в текущем докладе.

Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.

Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.

Причиной нарушения зрения может быть:

  • плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;
  • недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;
  • простудные заболевания;
  • понижение или повышение температуры воздуха;
  • раздражение, волнение, снижение иммунитета;
  • стрессовые ситуации – всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.
  • другие причины

Мы прорабатываем и подбираем эффективные педагогические методы, которые позволяют формировать у детей правильные представления о здоровье, а также с легкостью, в
игровой форме
, прививать и укреплять навыки для развития и роста здорового организма. К числу таких методов относятся: педагогические охранительные режимы, профилактические зрительные гимнастики, физкультурные паузы на занятиях и другие методики.

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира в нашем дошкольном учреждении активно применяется специально разработанная методика Владимира Филипповича
Базарного
, что исключает раннюю потерю зрения, снимает физическую и психоэмоциональную напряженность детей, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Методика предполагает
игровую форму
, что позволяет осуществлять профилактические мероприятия по охране зрения ненавязчиво и интересно для ребенка.

Важно отметить, что
играв работе с детьми дошкольного возраста – это мощнейший инструмент, который позволяет не только решать задачи воспитания, задачи по охране здоровья ребенка, но и вовлекать непосредственно ребенка в этот процесс, прививать детямчерез игрукорректные установки и правила, способствующие его здоровью и развитию, в том числе профилактике и здоровью зрительных органов.
2. Профилактика зрения детей дошкольного возрастаМетодика Владимира Филипповича Базарного

Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача детского педагога построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы воспитатель может творчески внедрять принципы здоровье развивающего обучения В.Ф. Базарного.

Выбранная методика позволяет успешно решать следующие задачи:

1. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;

2. Тренировать глаза с помощью упражнений;

3. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;

4. Сохранять зрение детей.

В монографии профессора В.Ф. Базарного «Зрение у детей: Проблемы развития» изложена концепция здоровье развивающего и здоровье укрепляющего обучения детей дошкольного возраста.

Концепция предполагает 5 основных принципов, которые детский специалист может использовать в своей работе:

Первый принцип:

построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, то есть дидактический материал максимально удалён от детей и находится в движении по отношению к ним и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу. По возможности занятия проводятся в условиях естественной экологической среды.

Второй принцип:

2-3 раза в неделю проводятся специальные занятия по увеличению резерва зрения детей.

Третий принцип:

для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии (близорукости) 1-2 раза в день дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движениями глаз и головы по чётко запрограммированной траектории.

Четвёртый принцип

: все занятия (независимо от раздела программы) проводятся в режиме «динамической позы», то есть периодической смены позы: «сидя», «стоя», используется и поза «лёжа».

Пятый принцип

: использование «Экологического Букваря» при знакомстве детей с буквами, обучении чтению. «Экологический Букварь» по Базарному — это сюжет природы размером не менее двух метров. Герои известных детских сказок, звери, птицы приносят детям буквы, знакомят с ними.

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты находятся на максимальном расстоянии от детей. Намечается «линия воспитателя», то есть место, откуда демонстрируются детям пособия. Дети сидят на определенном расстоянии от «линии воспитателя» в соответствии с остротой своего зрения.

Все занятия имеют следующую структуру:

1 часть:

рассматривание сюжетной картинки, где самые крупные предметы не более 2-3 сантиметров, а самые маленькие не менее 10 мм.

2 часть:

рассматривание предметных картинок. Размеры изображённых предметов на картинках 3-5 сантиметров и менее. В этой части занятия применяется приём подвижных объектов.

3 часть:

динамическая пауза, которая проводится всегда стоя.

Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя», ребёнок не испытывает чувства усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения. В этих целях можно выполнить с детьми покачивания, стоя напротив окна на расстоянии 30-40 см и плавно перенося вес тела то на левую, то на правую ногу, голова при этом остаётся неподвижной относительно плеч и туловища. Можно в это же время рассматривать какой-либо неподвижный предмет вдали. Это упражнение дети могут выполнять после занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Возможны различные варианты проведения, о них мы расскажем в практическом блоке нашего мастер-класса.

3.
Рекомендации офтальмологов для профилактики зрительных расстройств детей дошкольного возраста
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более, что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут и младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

4. Рекомендации

Коллеги в заключение мы хотели бы дать ряд рекомендаций:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

  • Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Организуйте детей больше двигаться, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками.
  • И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
  • Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру « Веселая неделька!»

ЛИТЕРАТУРА

Базарный В. Ф. «Зрение у детей: Проблемы развития» – Новосибирск: Наука СО, 1991 .

«Создание условий для охраны и восстановления зрения» (методическая разработка ДОУ)

Журнал «Здоровый дошкольник»

Материалы сайта https://www.detskiysad.ru/

Статья «Охрана зрения детей».

Врач-офтальмолог детской поликлиники № 4 Тюренкова Надежда Алексеевна.

Охрана зрения — это комплекс лечебных, гигиенических, образовательно-воспитательных мероприятий, направленных поддержание нормального функционирования глаза, на предупреждение дальнейшего снижения зрения. Комплекс необходимых условий, который будет способствовать хорошему самочувствию ребенка, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развитие как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма:

— правильное чередование в течение дня разных видов деятельности, бодрствования и отдыха;

— достаточная двигательная активность;

— максимальное пребывание на воздухе;

— своевременное и рациональное питание;

— систематическое закаливание.

Соблюдение предписаний врача:

— соблюдайте предписания, которые были назначены лечащим врачом;

— при назначили очков, приобретите их как можно быстрее и приучайте ребенка пользоваться ими (очки, даже солнцезащитные, может назначить только врач);

— не забывайте очки дома;

— учите ребенка соблюдать гигиену ношения очков (мыть руки перед контактами с очками; обрабатывать специальным раствором ( или просто водой с мылом) по мере загрязнения, а лучше каждый вечер);

— ежегодно проверяйте зрение ребенка у врача-офтальмолога.

Защита глаз от повреждений и травм:

— глаза ребенка следует защищать от случайного травмирования, обучая самых маленьких детей основам техники безопасности (аккуратное обращение с колющими предметами, огнем, химическими жидкостями и т.д.);

— защищайте глаза малыша от попадания песка и пыли, стараясь не гулять с ним подолгу в ветреную сухую погоду (если в глаза попал песок, пыль, химическое средство – промойте глазки чистой водой и обратитесь к специалисту);

— при ранении глаз промывать нельзя, его следует закрыть чистым платком и немедленно обратиться за медицинской помощью.

Гигиена зрения

подразумевает защиту глаз от чрезмерных нагрузок и обеспечение условий, оптимальных для нормального развития и незатрудненного функционирования зрительного аппарата:

Правила организации зрительной работы:

мебель

должна соответствовать росту ребенка, при правильном положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30-35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.

правильная посадка

за столом не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения;

обеспечение хорошей освещенности

: сочетание искусственного и естественного освещения (безвредно?); дополнительное освещение необходимо использовать не только в вечерние часы, но и в утренние и дневные, особенно в осенне-зимний период года; очень хорошо, если окна детской комнаты ориентированы на юг, юго-восток и восток; если имеется открытый участок перед окнами; завешивать окна в детской комнате следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10-15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна; запыленность и загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, приводят к понижению освещенности в помещении до 40%;

именно свет
имеет первостепенное значение для профилактики зрительных расстройств; занятия, игры, просмотр телевизора в полумраке ведет к чрезмерному напряжению зрения и может быть одной из причин его ухудшения
— место для занятий должно находиться в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене, ставят его на расстоянии 0,5 м от окна так, чтобы свет падал слева;

— читать можно сидя в кресле (диване), но только в удобном положении, лежа читать не следует;

— нельзя читать, а также пользоваться смартфоном (планшетом) в движущемся транспорте;

— работать за компьютером следует также при хорошем дневном освещении или при включенном верхнем свете.

— своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности (следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько упражнений для снятия зрительного напряжения).

Правила просмотра телевизора:

— дети должны смотреть только специальные детские передачи;

— длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут;

— оптимальное расстояние для зрения от 2,0 до 5,5 м от экрана (если острота зрения ребенка очень низкая посоветуйтесь с врачом об индивидуальном подборе расстояния);

— ребенок должен сидеть не сбоку, а прямо перед экраном;

— в комнате при просмотре телепередач может быть обычное естественное или искусственное освещение, в темноте просмотр телевизора запрещен полностью.

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВАНИИ ЛЕКЦИИ «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ЗРЕНИЯ» Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка.

Как сохранить здоровье зрения? Практические рекомендации

  • Инфекционные заболевания, на фоне которых происходит значительная интоксикация организма и как следствие – ухудшение зрения.
  • Переутомление, при котором организм не может полноценно регулировать работу нервной системы, вследствие чего возникают изменения кровообращения и глаза страдают одними из первых.
  • Зашлакованность организма, из-за которой может быть повреждено стекловидное тело глаз (оно должно быть абсолютно прозрачным, а шлаки и соли, накапливающиеся в организме, могут привести к значительному снижению прозрачности).
  • Сопутствующие соматические заболевания (артериальная гипертензия, сахарный диабет), которые ухудшают кровоснабжение глаз, снижают прозрачность стекловидного тела, поражают зрительный нерв.

Профилактика сохранения здоровья глаз

Всем известно, что болезни намного легче предупреждать, чем лечить. Особенно это утверждение касается заболеваний глаз, поэтому лучше всего заниматься профилактикой, чтобы потом не пришлось обращаться к дорогостоящим процедурам.
Есть несколько важных моментов, которые помогут сохранить глаза здоровыми, как можно дольше.

  • Следите за своим питанием

То, чем вы питаетесь, тоже может влиять на качество зрения, причём в любом возрасте. Правильные привычки помогают дольше оставаться здоровым. В первую очередь, стоит употреблять больше овощей, зерновых культур и фруктов, а потребление сахара значительно снизить. Дополнительно для сохранения здоровья глаз можно принимать нутрицевтики, чтобы защитить зрение по всем фронтам.

  • Физическая активность

Чаще гуляйте, проводите время на свежем воздухе, занимайтесь активными видами спорта. Уже не в первый раз учёные доказывают, что регулярные прогулки помогают замедлить прогрессирование близорукости.

  • Здоровый сон

Правильный режим дня — залог не только продуктивности, но и хорошего зрения. Утомление и отсутствие здорового сна приводят к различным болезням глаз и их повышенной утомляемости. Старайтесь спать не менее 7-8 часов и не сбивать устоявшийся режим.

  • Чтение, компьютеры и смартфоны, просмотр телевизора

Не читайте книги при слабом освещении и лёжа. Старайтесь делать перерыв на несколько минут, каждые 45-50 минут после чтения книги или журнала. Телевизор тоже следует смотреть на достаточном расстоянии — в пять раз больше диагонали вашего ТВ.

Отдельного упоминания заслуживают компьютеры и смартфоны, с которыми взаимодействуют по большей части все. Чем меньше дисплей монитора или телефона, тем ближе вы его подносите к глазам — это чревато ухудшению здоровья глаз. Нужно делать обязательные перерывы каждые 30-40 минут.

Консультация для воспитателей: «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Тема консультации:
«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возрасте. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрении у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях.

Анализ заболеваемости воспитанников в нашем учреждении за последние 3 года показал, что количество воспитанников с нарушением зрения с каждым годом увеличивается.

В связи с этим одним из задач годового плана в этом учебном году:

— активизировать использование методов для профилактики нарушений зрения у воспитанников

Причины нарушения зрения у детей.

1.Повышенная нагрузка на глаза (отсутствие
ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером)
со стороны родителей

— Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении . В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны для зрения всевозможные «стрелялки» , мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

-Длительные занятия или игры, связанные с напряжением зрения.

2.Неправильная посадка за столом при выполнении зрительной работы.

Неправильная посадка — сутулость, искривление позвоночника — приводят к повышенному напряжению наружных и внутренних мышц глаза, а также мышц шеи и позвоночника.

В результате глаза «работают» с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, что способствует «изнашиванию» глаз и появлению или прогрессированию глазных заболеваний.

3. Недостаточное освещение рабочего места

.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости.

4.Снижение иммунитета, частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз.

Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Причинами конъюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину.

5.Неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды.

Солнечное излучение, плохая экология, пыль, хлорированная вода отрицательно влияет на орган зрения. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.

6.Недостаток витаминов,

важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

7. Нарушение гигиены зрения

Профилактика нарушения зрения у детей.

  1. Рациональная организация зрительного труда;

Разумные зрительные нагрузки

.

Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы.

-Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

— Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

-Непрерывная длительность просмотра телепередачи в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной- не более 30 мин.

-Необходимо обеспечить достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра.

  1. Соблюдение светового режима

Освещение рабочего места

Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим

Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.

3.Формирование навыка у детей правильной посадки при зрительной работе

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

4.Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух

Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

5.
Разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание.
Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.

7.Соблюдение гигиены глаз

Основными мерами профилактики распространения инфекционных заболеваний глаз являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные полотенца, постельное белье.

8.Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам

9.Формирование привычки выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления
в детском саду и дома
Цель зрительной гимнастики:

  • включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
  • формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

  • фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
  • длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
  • выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
  • После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

Физминутки

1.Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать, А потом пойдем гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.

Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.

Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]